|
|
С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация9. Последствия потребления алкоголя на весах истории и личности9.5. Биологический императив как "директива" природыСвобода является возможностью действовать в своих интересах на основе познания необходимости. Поскольку в нашем мире действует закон неустранимости вреда от питейной традиции, то из него выводится и то, что я называю биологическим императивом. Общепризнан - по меньшей мере, на словах - осознанный еще в евангельские времена и так именно сформулированный Кантом нравственный категорический императив. Во второй половине уходящего столетия был осознан и так называемый экологический императив, по существу вытекающий из концепции пределов роста, разработанной римским клубом (Медоуз, Печчеи, Пестель) и так сформулированный в середине 70-х годов Н. Н. Моисеевым. Никто открыто не возражает, хотя никто и не следует этому императиву. Но какие тогда могут быть возражения против биологического императива: Человек! не губи собственную природу, свое тело, вместилище своей человеческой сущности, земное обиталище души! Хочется верить, что ориентация на биологический императив, подчинение (!) ему может объединить и философов с их заклинанием: - Человек - высшая ценность; и политэкономов, считающих, что цель производства - это изготовление полезностей, благ; и психологов с их убеждением: человек должен быть тем, кем он может быть; и религиозных деятелей - с признанием человека, как созданного по образу божьему; и, наконец, политиков-гуманистов, если они не только провозглашают древний благородный девиз: salus populi suprema lex! (благо народа - высший закон!). Я ощущаю и осознаю биогогический императив как созвучный и соизмеримый нижеследующей идее, высказанной Х. Накаима: "... Мы намерены преуспеть в создании "культуры здравоохранения", обращенной к индивидуальным, социальным и личным аспектам поведения, а также государственной политике, которая способна служить интересам и целостности человеческой личности - души и тела - как индивидуума и как члена социальной группы в гармонии со всей окружающей средой. С учетом всего сказанного мы должны подумать еще над тем, что мы имеем в виду, когда говорим о " здоровье как основном праве человека" (121; 17-18). Очевидно, что мы, прежде всего, должны стремится к тому, чтобы государственная политика была именно способна и всерьез стремилась служить интересам человека, а не отдельных корыстно-ориентированных групп, например, питейному капиталу, извлекающему пользу для себя из причинения вреда населению. Обуздание закона неотвратимости вреда от алкоголя в основном в руках государств. К ним, прежде всего. обращены и требования биологического императива.
|
|