С.Н.Шевердин.
Питейная традиция и современная цивилизация
2. РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И АЛКОГОЛЬ
2.2. Современный диагноз цивилизации: расцвет или кризис?
То, что нам известно о развитии цивилизации после 1922 года, когда Вернадский предполагал ее неизбежный расцвет ("Великий кризис" 1929 года, фашизм, атомные бомбардировки, озоновые дыры и иные глобальные болезни), то, что происходило в России после 1943 года, из которого он бросал в будущее уверенный взгляд (новые репрессии, подавление культуры, эпоха "застоя и застолий", как апофеоз курса на алкоголизацию страны, начатого еще при жизни Сталина, нынешнее "смутное время" и тому подобное)... все это требует понимания и оценки с позиций строгой социологии. С этих позиций еще в 20-е годы не оставлял шансов современной цивилизации российский философ Питирим Сорокин, в 1922 году - пассажир знаменитого "философского корабля", депортировавшего из России выдающихся мыслителей и писателей оппозиционной Советской власти ориентации, позднее - мыслитель, почитаемый среди коллег как "социолог №1". Эту цивилизацию, соответственно - культуру, Сорокин называл чувственной - по признаку, который представлялся ему определяющим. Данная характеристика вполне к ней приложима. Эта цивилизация именуется также "европейской", "западной", "европейско-североамериканской", "европейско-переднеазиатской", а также "либерально-гуманистической", "техногенной". Все названные определения, как правило, не противоречат друг другу, поскольку в их основании лежат различные критерии. Начало своего расцвета европейская цивилизация связывает с эпохой Возрождения, с экспансией человека - покорителя природы, с провозглашением (вопреки средневековым догматам) прав и свобод индивидуума на удовлетворение всех его потребностей и реализацию способностей. На ее знамении - максимизация производительных сил человечества и адекватная максимизация потребления.
Вывод Питирима Сорокина звучит эпитафией всей этой цивилизации (и культуре): "...настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это - не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это - кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов... Короче говоря, это кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу (188; 429).