Раздел 6. Политика в отношении выращивания табака в Украине

Табак выращивают в ряде южных и западных областей Украины. Площадь земель, на которых выращивают табак, снизилась с 21 700 га в 1980 году до 3700 га в 1996 году. В конце 1990-х годов табаком было занято 3 - 4 тысячи гектаров, что составляет около 0,01% посевных площадей сельскохозяйственных культур. Производство табачного сырья в Украине было довольно большим в 1980-х годах (28 190 тонн в 1987 году). Оно сократилось в начале 1990-х годов (9000 тонн в 1992 году), и особенно в конце 1990-х годов. В 1996-2000 годах среднегодовое производство составляло менее 3000 тонн. Урожайность составляла приблизительно 8 центнеров с гектара в начале 1980-х годов, возросла до 15 в 1987 году и снизилась до 6,7 в 1996 году. В конце 1990-х годов урожайность была приблизительно равна 8 центнеров. Существенное снижение производства табачного сырья происходило главным образом в крупных хозяйствах старого типа (колхозы и совхозы), тогда как подсобные хозяйства и фермеры увеличили производство. Начиная с 1998 года, они производят более половины табачного сырья в Украине.

В 1999 году Украина произвела 3260 тонн табачного листа (из них 1580 тонн были экспортированы, главным образом в Россию, Молдову, Белоруссию и Литву). В 1999 году Украина импортировала 49140 тонн табачного листа. Таким образом, произведенные в 1999 году в Украине сигареты на 97% состояли из импортного табака.

В 2000 Украина импортировала 42 200 тонн табачного сырья. Согласно данным отдела сельского хозяйства Госкомстата, валовой сбор табачного сырья в 2000 году составил 3020 тонн, а по данным отдела внешней торговли, было экспортировано 5080 тонн, главным образом в Россию. Такой отрицательный баланс может объясняться реэкспортом. Ферментационные фабрики произвели 5623 тонн ферментированного табака (Таблица 6.1). Такие различия можно было бы объяснить недоучетом фактического выращивания табака. Так или иначе, хозяйства, занятые выращиванием табака, вряд ли имеют проблемы перепроизводства (такие как в Турции, где государственная табачная монополия вынуждена просто сжигать часть табачного сырья, чтобы сохранить высокие цены для его производителей).

Таблица 6.1. Производство и экспорт табачного сырья и ферментированного табака в Украине в 1993-2001 годах (тонн)

 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Табачное сырье

7140

5510

4080

2460

2790

2500

3260

3020

2180

Ферментированный табак

8087

8247

7977

4565

3589

3131

6273

5643

3849

Импорт

22660

36081

21185

39169

41217

51231

49136

42231

-

Экспорт

323

268

363

440

519

683

1579

5080

-

В отличие от некоторых зарубежных стран, правительство Украины не предоставляет субсидий для выращивания табака и не устанавливает минимальных цен на табачное сырье. В январе 2001 года Верховная Рада приняла «Закон о стимулировании развития сельского хозяйства на 2001 - 2004 годы». Согласно этому закону каждая табачная фабрика обязана использовать некоторую минимальную часть выращенного в Украине табака, которая должна достичь 10% в 2004 году. Закон лоббировался Всеукраинской Ассоциацией табакопроизводителей и Ассоциацией «Тютюн-Импекс» (совместное украинско-швейцарско-российское предприятие, которое владеет несколькими табачными ферментационными фабриками в Украине). Этот закон подвергся критике со стороны табачной индустрии. Ее представители заявили, что украинский табак имеет плохое качество и слишком дорог, чтобы использовать его в таких масштабах, и предложили отменить закон. В июле 2001 года Верховная Рада приняла закон об изменениях к закону о государственном регулировании алкогольных и табачных изделий, который запрещает любую дискриминацию табачного сырья по месту его происхождения, однако президент наложил вето на этот закон. Кабинет Министров выпустил постановление (№ 732 от 27 июня 2001 года), где были установлены минимальные показатели содержания украинского табачного сырья для годовой потребности табачных фабрик, которые уже в 2001 году должны составлять 3%. Представители табачной промышленности сказали, что они пробуют использовать украинский табак, но только для местных марок и согласно их фактическим потребностям. Всеукраинская Ассоциация табакопроизводителей доказывает, что качество украинского табака не хуже импортного, и настаивает на выполнении закона. Поскольку обе стороны защищают в основном свои кровные интересы, мы попробуем рассмотреть данную проблему с точки зрения здравоохранения и доходов государственного бюджета.

Защита отечественных производителей табака и политика импортных пошлин: международный опыт и его использование для Украины

Несмотря на отдельные исключения и особые условия для отдельных периодов времени, требования о содержании в изделиях определенной части произведенных в данной стране сырья или материалов, в целом запрещены, в соответствии с соглашениями Всемирной Торговой Организации (ВТО). Эти правила относятся к табачным изделиям, равно как и к другим товарам. Конкретно это соглашение ГАТТ (1994 год), Статьи III:5 и XI:1, и соглашение TRIMS (Торгово-инвестиционные меры). Украина не является членом ВТО, но, начиная с 1994 года, ведет переговоры о вступлении со специально созданной Рабочей группой.

С точки зрения свободной торговли, такие требования о содержании местного сырья рассматриваются как торговые ограничения, которые должны защитить местных работников сельского хозяйства. Естественно, что производящие табачные изделия транснациональные корпорации противостоят им, потому что эти требования ограничивают их возможности использовать их собственные источники табачного сырья, которые могут иметь меньшую стоимость или более высокое качество (хотя и не обязательно). С точки зрения здравоохранения, эти виды протекционистских мер могут оказывать благоприятное воздействие, если они ведут к более высоким ценам (или более низкому качеству) табачных изделий, что, в свою очередь, приводит к снижению потребления. Собственно говоря, более высокие тарифы предпочтительнее, чем низкие. По аналогичным причинам, лучше иметь более высокие ставки импортных пошлин , если они ведут к росту производственных и коммерческих затрат (а следовательно, к повышению цен табачных изделий).

По данным Министерства сельского хозяйства США: www.fas.usda.gov/scriptsw/attacherep/default.asp  и www.fas.usda.gov/scriptsw/wtopdf/wtopdf_frm.asp , а также стран АПЕК www.apectariff.org , политика в отношении импортированного и местного табачного сырья может существенно отличаться в разных странах:

1) Некоторые страны настоятельно препятствуют импорту с помощью высоких пошлин и квот. Например, в Польше ставки импортной пошлины составляют 113 евро на 100 кг (в 113 раз выше, чем в Украине). Табак исключен из списка товаров, для которых развивающиеся страны получают льготную ставку тарифа. Нет льготных тарифов и для стран Европейского Союза или Вышеградской группы. Таким образом, все экспортирующие страны обязаны платить одинаковые ставки тарифа при ввозе табака в Польшу. Для табака и табачных изделий также установлены особые тарифы в рамках квоты. При превышении квоты тариф увеличивается приблизительно в 2,5 раза. Квота, для которой действует льготный тариф - 700 тонн необработанного табака из Венгрии. Некоторые другие табакопроизводящие страны также имеет довольно высокие тарифы: Венгрия (51-80%), Китай (40%), Турция (25-31%).

2) Некоторые страны имеют различную политику в отношении разных видов табака. В США установлена «квота ставки тарифа» (КСТ) для импорта светлых сортов табака, которая используется для производства сигарет. Согласно КСТ, ставка тарифа, равная ставке концессии, применяется при импорте табака в количестве, не превышающем квоту (В целом это количество составляет 151 200 тонн при внутреннем производстве, равном приблизительно 750 000 тонн). При превышении квоты используется тарифная ставка, равная 350% стоимости импортируемого табака. Другие виды табака, включая восточный табак и табак для сигар, не подвержены количественным ограничениям КСТ. При этом тариф для восточного или турецкого табака составляет от 11,4 до 25,4 центов/кг. Такая политика стремится защищать местных производителей, которые выращивают светлые виды табака. В Болгарии, где производится, главным образом, восточный табак, ситуация является противоположной: тариф составляет 10% для светлого табака и 60% для восточного табака.

3) Некоторые страны, которые вынуждены импортировать большую часть табачного сырья, имеют низкие тарифы. ЕС предоставляет разнообразные льготы по тарифам для импорта из африканских, карибских и тихоокеанских развивающихся стран согласно Соглашению Ломе. Тарифные льготы также распространяются на более чем 100 развивающихся стран согласно Обобщенной Системе Льгот (GSP). Пониженные ставки ограничиваются квотой и должны подтверждаться сертификатом подлинности, выданным уполномоченной государственной организацией. В ЕС табачное сырье из стран, на которые не распространяются льготы, облагается адвалорной пошлиной в размере 21,5% для табаков типа вирджиния, берли, мэриленд и кентукки. На другие виды табачного сырья из стран, на которые не распространяются льготы, установлена пошлина в размере 13,1%. Сигареты облагаются адвалорной пошлиной в размере 79,2%, что делает импорт из стран, которые не пользуются льготами, очень дорогим. ЕС вряд ли изменит эту тарифную дискриминацию между сырьем, в котором он нуждается, и готовыми изделиями, которые он не желает получать из развитых стран. Некоторые другие страны также имеют низкие тарифы: Южная Корея (20%), Словакия (6 - 9,8%), Россия, Белоруссия и Казахстан (5%). Табачные фабрики в России предпочитают импортированное табачное сырье из-за низких тарифов.

4) Некоторые страны (где фактически существует табачная монополия) не устанавливают никаких тарифов на импортированный табак. В Японии Министерство финансов владеет 67% акций Японской Табачной Компании (JTI). JTI является монопольным производителем табака. Она также является единственным уполномоченным покупателем импортированного табачного листа и единственным полномочным производителем сигарет в Японии. В Узбекистане фирма Бритиш Американ Тобакко (ВАТ) и правительство страны в 1994 году подписали соглашение о создании совместного предприятия. Согласно этому соглашению, ВАТ не платит импортную пошлину.

В то время как Украина провозглашает защиту отечественных производителей табака, она фактически располагается между группами 3 и 4, потому что ее тариф (1 евро на 100 кг или фактически 0,4%) очень низок. Такая политика очень благоприятна для транснациональных табачных компаний, которые контролируют большую часть табачного рынка в Украине, но она не защищает ни отечественных производителей табака, ни доходы бюджета, ни здоровье населения.

Как защитить отечественных производителей табака и доходы бюджета

В 2000 году в Украину было импортировано 42231 тонн табачного сырья со средней ценой 2,55 долларов США за 1 кг. При ставке тарифа 1 евро на 100 кг государственный доход должен был составить 422 310 евро (приблизительно 370 тысяч долларов). Если бы ставки были такими же как в России (5%), средний размер ставки был бы 12,75 долларов на 100 кг, а государственный доход составил бы 5,38 миллиона долларов. Чтобы защитить отечественных производителей табака, которые производят дешевый табак (средняя цена экспортируемого табака в 2000 году была 1,18 долларов за 1 кг), разумно установить высокий фиксированный налог, чтобы препятствовать импорту дешевого табака от других стран. Рассмотрим два варианта:

1) Ставка увеличена в 10 раз - до 10 евро на 100 кг. В таком случае доходы бюджета составили бы приблизительно 3700000 долларов (меньше, чем при ставке 5%). Цена импортированного табачного сырья в среднем увеличилась бы на 3%, и это едва ли могло бы поощрять производителей использовать местное табачное сырье. Средний вес произведенных в Украине в 2000 году сигарет был 0,78 граммов, так что из одного килограмма табака производится приблизительно 60 пачек сигарет. Увеличение ставки пошлины (на 9 евро на 100 кг) привело бы к увеличению цены пачки на 0,0015 евро или 0,0075 гривны. При средней цене пачки 1,5 гривны, это означает повышение ее цены всего на 0,5%.

2) Ставка увеличена в 50 раз - до 50 евро на 100 кг (меньше чем в Польше, но больше, чем в ЕС). В таком случае доходы бюджета составят около 18000000 долларов. Цена импортированного табачного сырья увеличилась бы в среднем на 17%, а для табака в той же самой ценовой категории, что и экспортируемый отечественный табак, она бы возросла на 40%. Такое ценовое различие могло бы поощрять производителей использовать местное табачное сырье. Такой сдвиг мог бы уменьшить импорт табачного сырья, и доход от импортных пошлин был бы меньше вышеупомянутого. Однако если главная цель состоит в том, чтобы защитить отечественных производителей табака, это вполне оправдано, принимая во внимание, что доходы все равно были бы намного больше нынешних. Цена пачки сигарет увеличилась бы на 0,008 евро или 0,04 гривны (с НДС и другими налогами - приблизительно на 0,05 гривны). При средней цене пачки 1,5 гривны это означает рост цен на 3%. Такое умеренное повышение цен могло бы немного уменьшить общее потребление табака (что является главной целью здравоохранения) и лишь в незначительной степени увеличить уровень контрабанды. 

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Отменить норму закона об обязательном содержании местного табака в произведенных в Украине сигаретах как необоснованную с точки зрения международного права, национальной экономики и здравоохранения. Существенное увеличение импортных пошлин на табачное сырье является наилучшим решением с точки зрения национальной экономики и здравоохранения, хотя такое увеличение определенно противоречит интересам транснациональной табачной индустрии.


Оглавление отчета

"Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков"
email: adic@adic.org.ua
url: http://www.adic.org.ua/

Hosted by uCoz