Раздел 5. Экономический анализ деятельности принадлежащих государству и частных табачных компаний с иностранными инвестициями и без нихПроизводство сигарет в Украине было довольно высоким в 1980-х годах - более 80 миллиардов штук. Начиная с 1989 года ухудшение экономических условий на государственных табачных фабриках привело к снижению производства (до 58 миллиардов сигарет в 1992 году) и падению их прибыльности, что подталкивало к их приватизации. Что касается других отраслей промышленности, приватизация была предпринята в рамках более широкой структурной перестройки или программы экономических преобразований, включавшей много других структурных реформ, таких как налоговая реформа, либерализация цен и торговли, реформы финансового сектора. Следствием этого было то, что правительство передало общенародную собственность в частные руки в неадекватных юридических и регулятивных условиях и без должного контроля управления приватизированными предприятиями. Так как в то время не было национального частного капитала, рассматривались два пути приватизации табачных фабрик: сделать работников фабрики ее владельцами или привлечь иностранных инвесторов. В Украине были использованы оба пути: из 11 существовавших в то время табачных фабрик 6 самых больших стали совместными предприятиями с транснациональными табачными компаниями (ТТК), а остальные 5 частично принадлежали государству, а частично перешли в собственность работников. Позже (начиная с 1998 года) было создано несколько новых частных табачных фабрик, главным образом с участием отечественного капитала, но мы не рассматриваем их в этом разделе. Любая страна с переходной экономикой вынуждена привлекать иностранных инвесторов, поскольку ее собственные ресурсы довольно ограничены. Однако нужно иметь в виду, что единственный интерес иностранного инвестора – это прибыль, а не улучшение здоровья и благосостояния граждан страны, о которых обязано заботиться правительство. Иногда эти интересы могут совпадать, но обычно необходим некоторый их баланс. Поддержание этого баланса является одной из обязанностей правительства, что не просто, поскольку иностранные инвесторы с целью увеличения доходности инвестиций используют все доступные средства, чтобы повлиять на правительственную политику. Проблема коррупции является особой, и мы не рассматриваем ее в этом исследовании. Но мы попытаемся рассмотреть те аргументы, с помощью которых инвесторы пробовали повлиять на политику правительства, и их обещания, данные ими при вхождении в инвестиционный процесс. В этом разделе также сравнивается эффективность табачных предприятий с иностранными инвестициями и без них, рассматриваются уровни производства до и после приватизации, доля фабрик на рынке, продажи, доходы, прибыль, цены, тенденции уплаты налогов. Особое внимание обращено на импорт табачного сырья этими фабриками и экспорт производимых инвесторами сигарет. В заключение на основании представленных данных суммируются важнейшие «за» и «против» приватизации в форме иностранных инвестиций и обсуждаются политические меры, призванные смягчить неблагоприятное воздействие приватизации государственных табачных предприятий на здоровье граждан. 5.1. Неблагоприятное воздействие табачных инвестиций на здоровье |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |