4.5. Меры противодействия контрабанде в Украине

Хотя контрабанда сигарет и сопровождающие ее нарушения закона могут представлять собой существенную проблему, правительство не должно препятствовать увеличению налога на сигареты из-за опасений по этому поводу. Вместо этого, для противодействия контрабанде нужно принять политические меры, которые сделают деятельность контрабандистов менее прибыльной, более трудной и дорогостоящей.

Начиная с 1996 года правительство Украины предпринимает серьезные меры по контролю рынка табака. Были установлены более строгие правила на границе. Например, если сигареты декларировались как транзитный товар, они должны сопровождаться таможенной службой до момента, когда они покинут Украину или оплачивать залог, который возвращается, если сигареты покинули Украину. Эти и другие меры, очевидно, снизили уровень контрабанды табака в Украину в те годы, но, начиная с 1999 года, в Украине наблюдается наплыв контрабанды сигарет без фильтра из России, обусловленный большими различиями акцизных налогов.

Международный Центр Перспективных Исследований провел в 2000 году исследование относительно контрабанды в Украине. Хотя исследование было оплачено Компанией PBN и Коалицией защиты прав интеллектуальной собственности, исследовательская группа знала, что эти организации фактически представляют интересы табачной корпорации Филип Моррис.

Поэтому роль табачной индустрии в контрабанде не обсуждалась вообще. Несмотря на эти ограничения, исследователи подошли к вопросу достаточно профессионально и сделали следующий главный вывод:

«По нашему мнению, не следует снижать ставки акцизного сбора на сигареты без фильтра, хотя это и устранит стимулы для нелегального импорта табачных изделий. Такой шаг приведет к существенному уменьшению доходов бюджета, и будет иметь отрицательные последствия для общества в целом. Мы предлагаем концентрировать усилия на следующих мерах: (1) повышение эффективности работы правоохранительных органов; (2) упрощение условий легальной торговли табачными изделиями; (3) усовершенствование механизмов наказания за незаконный оборот табачных изделий, (4)усиление защиты государственных границ».

В отчете МЦПИ также говорится: Снижение акцизов противоречит задаче гармонизации украинского и европейского законодательства. Например, страны Восточной Европы, стремящиеся к вступлению в ЕС, вынуждены сейчас резко увеличивать акцизные ставки, приспособляя их к европейским требованиям. Движение Украины в противоположном направлении приведет к негативным последствиям в будущем. Такие изменения налогообложения нарушат стабильность налоговой политики, потому что они противоречат стратегическим направлениям ее развития и создают прецедент для ее зависимости от решений российских властей.

10 июля 2000 года вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении борьбы с незаконным производством и оборотом спирта этилового, коньячного, плодового, алкогольные напитков и табачных изделий». Выполнение норм этого закона будет содействовать более эффективному противодействию незаконному обороту табачных изделий. Закон предусматривает следующие меры:

- Создание подразделения для борьбы с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий в составе налоговой полиции. Теперь функции борьбы с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий возложены на Государственную Налоговую Администрацию Украины. Предусмотрено, что Государственная Налоговая Администрация будет вести реестры импортеров, экспортеров, оптовых и розничных торговцев, мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий;
- Обязательное уничтожение конфискованных табачных изделий;
- Регулирование административной ответственности за розничную и оптовую торговлю табачными изделиями без лицензии или марок акцизного сбора (величина штрафа составляет 20-100 необлагаемых минимумов);
- Установление штрафа за розничную торговлю с рук величиной 1-7 необлагаемых минимумов;
- Уточнение ответственности за хранение или транспортировку табачных изделий без марок акцизного сбора (штраф величиной 20-100 необлагаемых минимумов или величиной 100-300 необлагаемых минимумов – в случае повторного нарушения или совершения этого преступления в крупных размерах).

Начиная с февраля 2001 года в Украине проводится операция «Табак». Ее цель состоит в том, чтобы координировать действия Государственной Таможенной Службы, Государственной Налоговой администрации, Государственного Комитета Стандартизации, Метрологии и Сертификации, Пограничной Службы и Министерства Внутренних Дел в борьбе с контрабандой и незаконной торговлей табачными изделиями. Главный метод борьбы состоит в строгом контроле за всеми фирмами, которые могли иметь некоторую причастность к транспортировке, хранению или продаже ввезенных контрабандой сигарет. Уже на первой стадии операции, когда было проверено 1073 фирмы, в 253 случаях были выявлены факты хранения или продажи ввезенных контрабандой сигарет. В январе - сентябре 2001 года Государственная Таможенная Служба раскрыла 2847 попыток незаконного провоза сигарет в Украину. Было конфисковано более 4 миллионов пачек сигарет общей стоимостью более 6,4 миллионов гривен. Сокращение количества ввезенных контрабандой сигарет в 2001 году частично вызвано объединенными усилиями этих министерств и ведомств.

Следующие меры также могут внести свой вклад в противодействие контрабанде:

1. Введение больших медицинских предупреждений на украинских пачках сигарет (не менее 25% площади наибольшей поверхности пачки). Они ясно покажут, что пачка была произведена для украинского рынка, и легальность пачки сигарет станет более наглядной для потребителей и правоохранительных органов.

2. Сотрудничество с таможенными органами, по меньшей мере, соседних стран и сравнение количества экспортируемых и импортированных сигарет между двумя странами, а также информирование друг друга о подозрительном транзите сигарет.

3. Наказания за контрабанду должны стать достаточно серьезными, чтобы удержать тех, кто в настоящее время считает риск такого наказания низким. В настоящее время милиция почти не обращает внимания на уличных продавцов сигарет, поскольку те воспринимаются как бедные старушки, у которых незаконная продажа сигарет является дополнительным источником дохода. Однако сообщения средств массовой информации ясно показывает, что уличные продавцы строго контролируются организованными преступными структурами, которые забирают более половины дохода этих старушек. Так или иначе, но большинство уличных продавцов занимаются незаконной деятельностью в течение многих лет, и имеют намного более высокий доход, чем средний гражданин Украины. Коррумпированность милиции является главной причиной игнорирования проблемы уличных продавцов. Например, согласно сообщению газеты «Бердянск Деловой» в Бердянске действует специальный порядок: ежедневно один из уличных продавцов в соответствии с их списком «добровольно» приходит в милицию со своими сигаретами. Сигареты конфискуются, а на продавца накладывается штраф. Милицейские отчеты показывают бурную деятельность, а уличные продавцы рассматривают эти штрафы как еще один вид платы преступным структурам. Для эффективной борьбы с уличными продавцами необходима только политическая воля, поскольку сотрудники милиции хорошо знают всех уличных продавцов в своем районе. При надлежащем выполнении существующих законов и инструкций сеть уличных продавцов (которая, согласно оценкам экспертов охватывает приблизительно 35 тысяч человек) может быть ликвидирована в течение одного месяца. Однако табачная индустрия (например, председатель правления АО «Филип Моррис Украина» Mirek Zelinski -См. газета БИЗНЕС, № 9, 2001) предлагает легализовать уличных продавцов. Дело в том, что эти уличные продавцы ежегодно продают приблизительно 10 миллиардов сигарет, легально произведенных транснациональными табачными корпорациями в Украине, помимо продажи ввезенных контрабандой сигарет (главным образом произведенных теми же самыми компаниями в других странах). Без этой сети общая продажа сигарет могла бы уменьшиться. Легализация может дать уличным продавцам большую защищенность, но не ликвидирует стимулы продавать ввезенные контрабандой сигареты, поэтому эта мера вряд ли сможет снизить уровень контрабанды сигарет в Украину.

4. Чтобы уменьшить контрабанду сигарет, произведенных на украинских фабриках, нужно ввести требование, чтобы на каждой пачке сигарет печатался серийный номер, чтобы можно было проследить их путь. При использовании современной технологии, маркировка пачки может предоставить информацию о дистрибьюторе, оптовом торговце и экспортере. Необходимо потребовать, чтобы производители взяли на себя ответственность за ведение документации, которая гарантировала бы, что окончательный адресат их изделий является именно тем, что официально указан. Компьютеризированные системы контроля могут дать правительствам возможность прослеживать индивидуальные грузы и проверять их продвижение в любое время.

Раздел 4. Заключение


Оглавление отчета

"Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков"
email: adic@adic.org.ua
url: http://www.adic.org.ua/

Hosted by uCoz