3.4. Экономический анализ спроса на табак, а также эластичности по цене и доходу для сигарет(подраздел подготовлен Международным Центром Перспективных Исследований - МЦПИ) 3.4.1. Уравнение СпросаМы сделали попытку оценить функцию спроса на основании данных микроуровня. Данные получены из опроса (курильщиков и некурящих) проведенного во всех областях Украины в июне 2001 года (см. выше). При выполнении исследования мы попытались оценить индивидуальную ценовую эластичность спроса на сигареты. Мы попытались контролировать многие факторы, которые могут потенциально затрагивать количество выкуренных сигарет. К ним относятся возраст, пол, цена, семейный доход, степень зависимости и т.д. В частности, мы разделили курильщиков на различные группы согласно их доходам и оценили для них эффект изменения цен. В наших оценках в качестве зависимой переменной использовалось количество выкуриваемых в день сигарет. В ходе опроса задавался вопрос о количестве выкуриваемых в день сигарет. Однако, данные, кажется, не совсем точны. Распределение ответов на этот вопрос, дает основание предположить, что курильщики обычно округляют количество выкуриваемых сигарет. Это поведение привело к тому, что около половины курильщиков, сообщают, что они курят одну пачку сигарет в день, или половину пачки в день. Следовательно, из-за такого распределения ответов мы столкнулись с проблемами в оценке уравнения спроса, основанного на ответах курильщиков относительно потребления сигарет. Вследствие этого, мы разработали другой метод оценки объема курения. Вопросник включил вопросы о ежемесячных расходах курильщиков на сигареты и о ценах на сигареты. Предположив, что курильщики более точны в ведении учета их расходов, мы разделили расходы сигареты на цену сигарет, чтобы получить количество выкуриваемых сигарет. Такие вычисления дали нам зависимую переменную, то есть индивидуальный спрос на сигареты. В уравнение спроса мы включили следующие факторы, которые потенциально затрагивают спрос на сигареты:
Оценка была выполнена с помощью метода наименьших квадратов. Обратимся к анализу результатов нашей оценки. 3.4.2. Результаты ОценкиЦеновая эластичность спросаМы оценили ценовую эластичность для групп, отличающихся по доходу и возрасту. Мы выделили три группы в зависимости от доходов (с высоким, средним и низким доходом) и три возрастных группы (14-17 лет, 18-28 лет и старше 29 лет). В качестве основной группы мы выбрали людей 18-28 лет, имеющих высокие уровни дохода. Группа была выбрана произвольно. Исходя из нашей оценки, мы можем прийти к выводу, что для основной группы, ценовая эластичность спроса равняется -0.24, что означает, что десятипроцентное увеличение цен на сигареты приведет к приблизительно 2,4-процентному уменьшению потребления сигарет. Наши оценки показали, что ценовая эластичность спроса действительно отличается в различных по доходу и возрасту группах. Результаты суммированы в таблице 3.4.1. Числа в таблице должны интерпретироваться аналогичным образом: на какой процент будет падать спрос при условии, что (1) цена сигарет повышается на один процент и (2) индивидуум принадлежит к определенной группе по доходу и возрасту. Обратите внимание, что средняя ценовая эластичность во всех группах по доходу и возрасту равняется -0,4. Это число больше (в абсолютном значении) по сравнению с эластичностью, указанной нами в исследовании на макроуровне (см. часть 2.3). Однако такие результаты согласуются с экономической теорией. Совокупная эластичность (макро-уровня) спроса обычно получается меньше индивидуальной эластичности (микроуровня) так как в макро-оценках мы определяем эластичность спроса на сигареты как единого товара. Учитывая, что в наших микро-оценках мы работаем со структурными данными, полученная эластичность, вероятно, относится к спросу на специфическую марку сигарет, предпочитаемую потребителем. Поэтому не удивительно, что последняя эластичность оказалась выше. Из таблицы мы можем сделать два общих вывода: 1. По мере того как курильщики становятся старше, они менее чувствительны к изменениям цен. 2. Для людей с высоким доходом, принадлежащих к специфической возрастной группе, ценовая эластичность является самой низкой (то есть они наименее чувствительны к цене). При этом у людей с низким доходом эластичность немного меньше по сравнению с людьми со средним доходом. Это может объясниться тем фактом, что люди со средним доходом более «рациональны» в планировании их расходов, в то время как курильщики с низким доходом могут быть в большей степени зависимы, а их плохие условия жизни провоцируют курение.
Эластичность по доходуКак уже говорилось ранее, реакция курильщиков на изменения цен отличается в зависимости от уровня семейных доходов. Однако, мы не нашли различий в эластичностях спроса на сигареты по доходу среди различных по уровню доходов групп. Этот факт можно объяснять относительно низким уровнем семейных доходов в Украине. Например, 50 % людей из выборки сообщили, что их семейный доход не превышает 350 гривен. Следовательно, мы не наблюдаем различий в эластичности спроса по доходу среди разных по уровню доходов групп. Реакция потребителя на изменения дохода подобна во всей нашей выборке. Полная эластичность дохода, по нашим оценкам, составляет 0,06. Это означает, что десяти-процентное увеличение семейного дохода приводит к увеличению спроса на сигареты приблизительно на 0,6 процентов. Другие факторы, воздействующие на спрос на сигаретыПол.Наши оценки подтвердили гипотезу, что женщины в среднем курят меньше чем мужчины. Женщины выкуривают в день сигарет меньше приблизительно на 15,9 %. Дети. Одним из интересных явлений является то, как присутствие несовершеннолетних детей в семье воздействует на поведение курильщиков. Те курильщики, у кого нет детей, выкуривают приблизительно на 6,2 % больше сигарет. Область местожительства. Самое высокое среднее потребление сигарет, согласно оценкам, было в Южном регионе Украины (который стал базовым регионом для наших оценок). На Западе Украины курильщики в среднем употребляют приблизительно на 14,5 % меньше сигарет в день, по сравнению с курильщиком с Юга; в Центре – приблизительно на 9,9 % меньше; на Севере – на 14,8 % меньше; на Востоке – на 12,9 % меньше. Степень зависимости. В ходе опроса задавался следующий вопрос: Как Вы отреагировали бы на существенное увеличение цен на сигареты? Имелось четыре варианта для выбора: никак не отреагирую, перейду на более дешевые марки, стану меньше курить, и брошу курить. По нашему мнению, первые два ответа могут указывать на высокую степень зависимости. Мы проверили гипотезу о том, что курильщики с высокой степенью зависимости курят больше. Согласно нашим оценкам, те, кто никак не отреагирует на повышение цен, в среднем курят на 17,8 % больше по сравнению с теми, кто снизит уровень курения или бросит курить. При этом те, кто перейдут на более дешевые марки, в среднем курят на 11,5 % больше. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что зависимые курильщики действительно курят больше. 3.4.3. Модель УчастияИспользуя предыдущую модель, мы описали воздействие различных факторов на количество выкуриваемых курильщиком сигарет. Цель следующей модели, так называемого уравнения участия, состоит в том, чтобы анализировать воздействие различных факторов на вероятность быть курильщиком, используя выборку опроса. Мы попробуем анализировать характеристики, которые определяют курительный статус (курить или не курить) в обследуемой группе. Мы предполагаем, что вероятность быть курильщиком правильно представлена степенью участия, то есть долей курильщиков в выборке. В уравнении участия мы учитываем возраст, пол, образование, семейное положение, наблюдаемую цену и т.д. Цель состоит в том, чтобы анализировать предельный эффект изменений в объяснительных переменных в отношении вероятности курения. Мы также попробуем определить ценовую эластичность в широком смысле для вероятности курения. Кроме того, предельный эффект цены проанализирован для различных по уровню доходов групп. Пробит-модель была оценена, используя метод наибольшего правдоподобия. Мы оценили две регрессии, с и без дифференцирования по группе доходов. Конкретно, мы оцениваем зависимость двоичного индикатора, отображающего, курит респондент, или нет, от следующих факторов: возраст, пол, образование, семейное положение (включая незарегистрированные браки), переменная город/село, переменная курение близкого родственника или друга, группа доходов и цена. Мы сконструировали показатель цены, чтобы включить в анализ некурящих. Эта переменная равна фактической цене, сообщенной курильщиками, или же цене, сообщенной курящим другом или родственником для некурящего респондента. Отсутствующие наблюдения цен были заполнены средней ценой. При использовании таких преобразований мы предполагаем, что решение некурящих стать курильщиком основано на цене, которую он/она наблюдает у курильщиков - сверстников, или же на рынке. Во второй версии уравнения участия использовались группы по уровню доходов, для анализа предельных эффектов цены для различных групп. Результаты регрессии дали следующие основные результаты:
Наконец, рассматривая эффекты курения по группам доходов, мы приходим к выводу, что группа с высоким доходом имеет самую высокую ценовую эластичность вероятности курения -11 %. Группа с низким доходом имеет при этом самую низкую ценовую эластичность, равную -2.7 %. Это можно объяснять тем фактом, что в группе с низким доходом выше уровень курения, так что их факторы дохода выровнены попаданием в группу с низкой ценой сигарет. Действительно, степень участия курильщиков с низким доходом равна 72 %, тогда как в среднем она равна 31 %, и приблизительно две трети из них предпочитают сигареты из первых двух самых низких ценовых категорий (ценой меньше 1,5 гривен). |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |