2.3. Влияние повышения акцизного налога на потребление, доходы бюджета и контрабанду(Данный раздел подготовлен Международным центром перспективных исследований) Основная цель данной части исследования состояла в том, чтобы определить воздействие акцизной политики в области табака в Украине на потребление сигарет и налоговые доходы правительства. Для этого были выполнены эконометрические оценки трех главных уравнений для табачной промышленности Украины: функции спроса, уравнения цен и кривой Лаффера. Функция спроса показывает взаимоотношение между потреблением сигарет, с одной стороны, и ценой сигарет, а также другими воздействующими на спрос факторами, с другой. К числу этих факторов были отнесены доходы потребителей, чтобы определить эластичность спроса в зависимости от дохода, а также специальная переменная, которая позволяет определять воздействие акцизной политики на объемы контрабанды сигарет в Украину. Ценовое уравнение позволяет определять основные факторы, воздействующие на цены сигарет в Украине. Цена выражена как функция ставки акцизного налога и курса обмена гривна/доллар, где этот курс используется как показатель (proxy) стоимости основного импортного компонента (то есть табачного сырья) в процессе производства. Учитывая функцию спроса, уравнение цены позволяет определять взаимозависимость между ставкой акцизного налога и спросом на сигареты. Наконец, кривая Лаффера используется для оценки взаимоотношения между ставкой акцизного налога и доходами от налогов. В данном подразделе мы не обсуждаем выбор оптимального типа налогообложения для сигарет. Цель анализа состоит в том, чтобы оценить нынешнюю акцизную политику в Украине и представить несколько вариантов развития политики относительно ставки акцизного сбора в существующих законодательных рамках. Поэтому во всем подразделе мы исходим из специфической системы налогообложения и предполагаем, что правительство не будет изменять ее в ближайшем будущем. Согласно экономической теории, первоначально более высокие налоговые ставки ведут к росту доходов от налогов, а после некоторой точки максимума доходы падают, если ставка налога продолжает расти. При оценке описанных уравнений мы использовали в качестве временных рядов ежемесячные данные за период с января 1998 до июня 2001. Во всех случаях, когда используются денежные индикаторы, они измерены в реальных величинах (то есть пересчитаны с учетом инфляции). Данные получены из Государственного Комитета Статистики, Национального Банка Украины и из законодательства Украины. 2.3.1. Функция спроса и уравнение ценЦель оценки функции спроса состоит в том, чтобы определить эластичность спроса на сигареты по цене и доходам населения. Все оценки выполнены на макро-уровне. Это означает, что мы использовали агрегированные показатели для всей отрасли. Уравнение цен выражает зависимость цены сигарет от показателей, объясняющих изменение цен, включая пересчитанный с учетом инфляции курс обмена гривна/доллар, и средневзвешенную ставку акцизного налога. Также было обнаружено, что временной ряд цен является нестационарным 1 порядка, так что мы используем авторегрессионный процесс исправления ошибок. Благодаря этому, мы также получаем возможность делать различия между отдаленными и краткосрочными изменениями цен. Зависимой переменной является пересчитанная с учетом инфляции средняя цена сигарет (см. рисунок 2.3.1). Здесь и далее для учета инфляции мы используем ИПЦ (индекс потребительских цен, 1997 год использован в качестве базового). Цена является средневзвешенной ценой сигарет с фильтром и без фильтра. Для этого использовались ежеквартальные соотношения объемов их производства. Курс обмена – это средний курс обмена гривна/доллар США, пересчитанный с учетом инфляции, и с отставанием на один период. Имеется несколько возможных объяснений включения этой переменной. По мере изменения курса обмена меняется и цена (на рынке Украины) импортированного табачного сырья, используемого в производстве сигарет. Также предполагается, что затраты на сырье меняются постепенно, (с отставанием в один период), так как существуют внутренние запасы табачного сырья. С другой стороны, работающие в Украине транснациональные табачные корпорации заинтересованы в доходах в иностранной валюте и поэтому они могут корректировать цены в зависимости от курса обмена. Ставки налогов в Украине определяются законодательно. Используемая в наших оценках ставка налогов представляет средневзвешенную ставку акцизного сбора для сигарет с фильтром и без фильтра. Для расчета использовались доли сигарет с фильтром и без фильтра в производстве. Мы используем данные с пересчетом на инфляцию, потому что мы моделировали пересчитанную с учетом инфляции цену сигарет. В уравнении спроса величина спроса имеет обратную зависимость от цены, определяемой одновременно из предыдущего уравнения, реального дохода домашних хозяйств, параметра контрабанды и четырех дополнительных переменных, представляющих ожидания производителя. Из-за недостатка надежных и точных данных относительно потребления сигарет в Украине, мы были вынуждены использовать в качестве зависимой переменной данные о производстве сигарет в Украине с учетом прибавления импорта и вычитания экспорта. При этом существует значительная контрабанда сигарет в Украину. Мы попытались учитывать действия контрабандистов, используя специальную переменную. Как было отмечено в предыдущих исследованиях (см., например, МЦПИ, 2000, "Причины и последствия незаконного импорта и оборота табака в Украине"), бутлегерство составляет большую часть контрабандной деятельности. Это объясняется довольно прозрачными границами между Украиной и соседними странами. Чтобы устранить отклонение ценовой эластичности спроса из-за контрабанды, мы включили так называемую «переменная стимула». Эта переменная стимула представлена отношением ставок акцизного налога в двух соседних странах. Таким образом, она измеряет потенциальную прибыль от контрабанды. Принимается, что сигареты в этих двух странах имеют сходное качество (что соответствует истине для Украины и соседних с ней стран) и что единственным фактором, который вызывает контрабанду, является различие налоговых ставок. Чем больше потенциальная прибыль, тем больше у контрабандистов будет стимулов незаконно провозить табачные изделия в страну с более высокими налогами. В случае Украины, большая часть незаконно ввозимых табачных изделий прибывает из России. Одна особенность контрабанды заключается в том, что контрабандистам требуется время для того, чтобы выявить различие или изменение в налогах (и, следовательно, ценах) и создать каналы для распространения незаконно ввезенных изделий. Таким образом, пройдет некоторое время, прежде чем изменение потенциальной прибыли повлияет на объем контрабанды. По оценкам экспертов, средняя задержка составляет 4-5 месяцев. Кроме того, потребители могут отдавать предпочтение определенным маркам сигарет. Это означает, что потребитель привык курить особую марку сигарет. Следовательно, если его «любимая» марка становится дороже, потребитель не может немедленно переключаться на другие, более дешевые (ввезенные контрабандой) марки. Вместо этого, потребитель будет искать ввезенную контрабандой марку, которая наиболее близка его вкусу. Этот процесс потребует некоторого периода времени, и потребитель переключится на ввезенные контрабандой сигареты не сразу. При такой спецификации мы предполагаем, что уравнение отражает изменения величины спроса более точно. Например, если украинские ставки акцизного налога растут (что ведет к повышению внутренней цены), легальные внутренние продажи будут падать из-за сокращения потребления сигарет и/или переключения потребителя на более дешевые ввезенные контрабандой сигареты. Следовательно, так как контрабанда учитывается с помощью специальной переменной, мы все же можем получить правильную ценовую эластичность спроса. Коэффициент цены показывает изменения внутренних продаж из-за уменьшения потребления, в то время как коэффициент переменной-стимула отражает изменения внутренних продаж вследствие контрабанды. Реальный доход домашних хозяйств – это доход домашних хозяйств после налогообложения, пересчитанный с учетом ИПЦ. Продажи, как ожидается, по этой переменной будут неэластичными, как это типично для стран со средним и высоким уровнем доходов. Однако взаимозависимость может быть значительной, потому что сообщаемые в Украине доходы являются относительно низкими. Фиктивные переменные были введены, чтобы учесть большой скачок внутренних продаж в первом месяце 2001 года и их падение в последнем месяце 2000 года. Тот же самый подход применялся и для июня - июля 2000 года. Эти колебания можно объяснить ожиданиями производителей изменений величины ставки акцизного сбора. Первая фиктивная переменная имеет величину 1 для месяца, предшествующего изменению ставки акцизного сбора, а вторая — для месяца после этого. Производители могли понизить объем производства и восстановить его после того, как добились успешного для них результата. Спрос на сигареты был оценен, используя систему уравнений. Система состоит из двух уравнений соответственно цены и спроса. Конкретно, методика оценки практически несвязной регрессии применялась в попытке устранить проблему эндогенности в определении цен. Все уравнения выражены в логарифмической форме, чтобы сгладить значительные колебания переменных и предотвратить гетероскедастичность и автокорреляцию в ошибках. 2.3.2. Кривая Лаффера После определения факторов, влияющих на спрос на сигареты, мы можем обратиться к выведению зависимости между ставками акцизного сбора и доходами бюджета. Концепция, которую мы используем, известна как кривая Лаффера. Согласно теории, когда ставка налога увеличивается, доходы от налогов возрастают до некоторой точки. В этой точке доходы от налогов являются максимальными и дальнейшее увеличение ставки налогов уменьшает доходы. Мы применили эту модель к табачной промышленности Украины. Из-за указанных особенностей кривой Лаффера описывающее модель уравнение не может быть линейным, потому что, как предсказывает теория, соответствующая кривая направляется вверх, достигает своего максимума, и, наконец, снижается. Зависимой переменной является доход от акцизных налогов, который может быть рассчитан, потому что в Украине ставки налогов являются специфическими. В частности, он рассчитан как ставка акцизного сбора умноженная на объемы внутренних продаж сигарет. Внутренние продажи рассчитаны как внутреннее производство минус экспорт плюс импорт. В Украине акцизный налог уплачивается только с внутренних продаж. Налоговые доходы, естественно, зависят от ставки налогов. Однако, с другой стороны, на доходы влияет спрос. Если налоги существенно поднять, цена облагаемого налогом товара, вероятно, возрастет, что приведет к снижению спроса. Следовательно, помимо ставки акцизного сбора, необходимо учитывать переменные, которые влияют на спрос на легально продающиеся сигареты. В частности, как было описано выше, если не принята во внимание контрабанда, оцениваемые коэффициенты, вероятно, будут искажены. Следовательно, чтобы оценивать «чистый» эффект ставки акцизного сбора на доходы от налогов, в уравнении учитывается переменная стимула. Она будет включена в той же самой форме, как и в функции спроса (см. выше). Кроме того, мы включили другие факторы, влияющие на спрос на сигареты. Это реальный доход домохозяйств, курс обмена гривны относительно доллара США, и набор фиктивных переменных, описанных выше. Для выполнения эконометрической оценки используется метод наименьших квадратов. Теперь обратимся к обсуждению результатов выполненных оценок. 2.3.3. Результаты ОценкиФункция спроса и ценовое уравнениеВыполнив эконометрическую оценку, мы получили следующие результаты. Все коэффициенты оказались значимыми, по крайней мере, на уровне значимости 5%. Регрессоры ценового уравнения объясняют приблизительно 98% вариации реальной цены (R 2 = 0,976). Уравнение спроса имеет R2, равное 0,67, что означает, что 67% вариации внутренних продаж объяснено уравнением. Статистика Дурбина-Ватсона величиной приблизительно 1,4 в уравнении спроса указывает на незначительную и терпимую автокорреляцию в остатках, в то время как статистика Дурбина-Ватсона равняется 2,07 для уравнения цен, что показывает, что нет никакой автокорреляции в соответствующих остатках.Эластичность спроса на сигареты в Украине относительно цены сигарет равняется приблизительно –0,25. Это означает, что десятипроцентное увеличение реальной цены вызовет 2,5-процентное уменьшение спроса на сигареты. Показано, что эластичность спроса на сигареты по доходу является положительной и равняется 0,47. Это можно интерпретировать следующим образом: десятипроцентное увеличение реального дохода домохозяйств ведет к 4,7-процентному увеличению спроса на сигареты. Следовательно, поскольку доходы украинцев растут, они будут увеличивать потребление сигарет. Отметим также, что изменения ставки акцизного сбора оказывают весьма умеренный эффект на объем контрабанды сигарет. Как описано ранее, мы включили так называемую переменную стимула. Наши оценки подтверждают спецификацию уравнения, описанную выше. Конкретно, изменения потенциальной прибыли от контрабанды затрагивают объемы внутренних продаж через 4 месяца. Мы обнаружили, что десяти-процентное увеличение соотношения ставок акцизного сбора в Украине и России ведет к приблизительно 0,8-процентному снижению объема легальных внутренних продаж, обусловливаемого увеличением контрабанды. Иными словами, это означает, что увеличение акцизных ставок в Украине (при неизменности этих ставок в России) ведет к 0,8-процентному снижению легальных внутренних продаж из-за роста контрабанды. При этом изменения объемов контрабанды могут быть вызваны другими факторами, не учитываемыми нашей моделью. Из ценового уравнения мы обнаружили, что десяти-процентное увеличение ставок акцизного сбора ведет к 1,2-процентному увеличению цен на сигареты в краткосрочной перспективе. Учитывая функцию спроса, мы можем прийти к выводу, что такое увеличение ставок акцизного сбора обусловит 0,3% уменьшение спроса в краткосрочной перспективе. Однако, в конечном счете, спрос упадет на 2,5%, учитывая присутствие авторегрессионной компоненты в ценовом уравнении. Эластичность цены относительно курса обмена гривна/доллар равняется 0,46. Это означает, что десяти-процентное обесценивание гривны приведет к 4,6-процентному увеличению средней цены сигарет. Кривая ЛаффераКак показывают наши оценки, кривая Лаффера для табачной промышленности (см. Рисунок 2.3.2) имеет форму, предсказываемую экономической теорией. На ней есть точка максимальных доходов при ставке акцизного сбора, которая является равной приблизительно 11,3 гривни в ценах 1997 года (в номинальных величинах по состоянию на июнь 2001 - приблизительно 22,3 гривни). Учитывая, что, например, в июне 2001 ставка акцизного сбора в Украине была равна 4,5 гривни в ценах 1997 года (в номинальных величинах июня 2001 года - приблизительно 8,9 гривни (средневзвешенная величина для сигарет с фильтром и без фильтра), Украина находится на направленной вверх части кривой Лаффера. Это означает, что повышение ставок акцизного сбора приведет к увеличению доходов бюджета. Спецификация показала удовлетворительные статистические характеристики. Используемые независимые переменные объясняют 92% вариации зависимой переменной (R 2 равняется 0,916). Коэффициенты всех переменных значимы, по крайней мере, при уровне значимости 5%. Исключение составляет одна фиктивная переменная, представляющая ожидания производителя, коэффициент этой переменной является, однако, значимым при уровне значимости 8%. Статистика Дурбина-Ватсона 1,96 показывает отсутствие автокорреляции. Тест Вайта на гетероскедастичность не дает никаких доказательств этого явления.2.3.4. Влияние на политикуПолучив описанные оценки уравнений спроса, цены и кривой Лаффера, мы можем моделировать некоторые вероятные сценарии для правительства, которое имеет возможность управлять только одной переменной в модели, то есть ставкой акцизного сбора. Другие экзогенные переменные при различных сценариях остаются неизменными. Сценарий 1. Правительство не изменяет ставки акцизного сбора. Такой сценарий представляет наш базовый прогноз. При этом сценарии правительство не изменяет акцизную политику (то есть номинал ставки акцизного сбора остается неизменным). При создании наших прогнозов мы исходили из неизменности курса обмена гривна/доллар и ставки акцизного сбора для сигарет в России. Эти переменные определяются политическими действиями соответственно в Украине и в России. В то же время мы оценили тенденции ИПЦ и реального дохода домашних хозяйств. Таким образом, значения этих переменных в течение последующих лет моделировались согласно этим тенденциям. Сценарий 2. Правительство увеличивает ставку акцизного сбора на 150% (до теоретического максимизирующего доход уровня) с октября 2001 года. Мы сравниваем прогнозы при этом сценарии с начальным прогнозом, при котором правительство не делает никаких изменений существующей акцизной политики. С использованием оцененных уравнений мы моделировали изменение внутренних продаж сигарет, цены, выраженной в гривнах, в ценах 1997 года, и доходов от акцизного сбора. Мы получили следующие результаты (см. рисунки 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5): Как видно на графиках, увеличение ставки акцизного сбора ведет к немедленному росту цены, которая остается более высокой в течение прогнозного периода по сравнению с базовым прогнозом. Постепенное снижение цен, измеренных в гривнах в ценах 1997 года, по обоими сценариями можно объяснять прогнозируемым ростом ИПЦ (то есть умеренной инфляцией). Рисунок 2.3.4 показывает динамику внутренних продаж. Из-за увеличения цен (см. рисунок 2.3.3), вызванного повышением ставки акцизного сбора, внутренние продажи будет падать, что частично объясняется снижением потребления и частично увеличением контрабанды. Обратимся теперь к анализу финансовых последствий рассматриваемого сценария. Как видно из графика (Рисунок 2.3.5), доходы от акцизных налогов будут расти и оставаться на более высоком уровне по сравнению с базовым прогнозом. Также нужно отметить, что доходы от акцизных налогов при рассматриваемом сценарии приблизительно в два раза выше по сравнению с базовым прогнозом. Сценарий 3. Правительство уменьшает ставку налога на 50% с октября 2001 Как показывают Рисунки 2.3.3 и 2.3.4 при этом сценарии цены на сигареты снизятся, в то время как внутренние продажи возрастут по сравнению с обоими сценариями, обсужденными выше. При этом снижение доходов будет очень значительным, и в последующем они останутся более низкими по сравнению с предыдущими сценариями (Рис. 2.3.5). Сценарий 4. Правительство ежегодно корректирует ставку акцизного сбора, сохраняя постоянной реальную ставку акцизного сбора. При этом сценарии, правительство увеличивает ставку акцизного сбора ежегодно 1 января. Цель увеличения номинала ставки акцизного сбора состоит в том, чтобы поддержать реальную ставку акцизного сбора на уровне января 2001. Результаты видны на графиках. Обратите внимание, что такая политика гарантирует более высокие доходы от акцизных налогов по сравнению со сценарием 1 (изменений нет) и 3 (ставку акцизного сбора уменьшают). Сценарий 5. Правительство увеличивает ставку акцизного сбора дважды на 50% в начале 2002 и 2003 годов Этот сценарий подобен Сценарию 2, за исключением постепенного изменения ставки акцизного сбора. При этом сценарии, правительство увеличивает ставку акцизного сбора на 50% дважды, 1 января 2002, и 1 января 2003 года. Как видно из рисунков 2.3.2-2.3.4, к концу прогнозного периода мы достигаем почти тех же самых результатов в области внутренних продаж, цены и доходов бюджета как при Сценарии 2. Совокупное увеличение ставки акцизного сбора за прогнозируемый период равняется 125% (меньше, чем теоретически предсказанный уровень ставки акцизного сбора). При этом сценарии, величина ежегодных изменений является более низкой по сравнению со вторым сценарием. Таким образом, этот сценарий может быть более политически приемлем, так как это не требует одноразового резкого скачка ставки акцизного сбора. Выводы
|
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |