1.8. Политика контроля над табаком и ее последствия

Реклама

Реклама табака была запрещена в 1992 году «Основами Законодательства Украины о Здравоохранении», и в 1994 году Указом Президента. К сожалению, эти законодательные акты не соблюдались в достаточной мере. Проблема должна была решиться в законе о рекламе. Табачное и рекламное лобби убедили Комиссию Верховной Рады по средствам массовой информации подготовить закон лишь с небольшими ограничениями рекламы табака. Это лобби финансировалось транснациональными табачными компаниями, например, Филип Моррис. Они даже подготовили документ, называемый «Вопросы и ответы о запрете рекламы табака в Украине, подготовленные для депутатов Верховной Рады Ассоциацией независимых советников за развитие украинской табачной индустрии». Там было заявлено, что в случае запрета Украина потеряет 400 миллионов долларов. Фактически такой ассоциации никогда не было. Майкл Парсонс, представитель штаб-квартиры Филип Морриса в Лозанне, Швейцария, позже подтвердил авторство компании (Вашингтон Пост, 19 ноября 1996 года). Информационный Центр по проблемам алкоголя и наркотиков (ИЦПАН) проверил вычисления «Ассоциации» в разосланном документе, и пришел к выводу, что они неверны и вводят в заблуждение. Например, «Ассоциация» исходила из предполагаемого четырехкратного увеличения уровня урожая табака в Украине. Фактически урожай табака в последние годы уменьшился (см. Таблицу 1.5). ИЦПАН разослал членам парламента анализ экономических и других последствий запрета рекламы. Когда закон наконец-то обсуждался в парламенте в марте 1996 года, лобби здоровья оказалось сильнее, и Верховная Рада проголосовала за запрет. Но табачное лобби потратило огромные деньги на кампанию против закона и сумело убедить Президента Украины наложить вето. Заключительное решение, принятое в июле 1996 года, было компромиссом: реклама табака запрещена на радио и телевидении, но разрешена в печатных средствах массовой информации и на рекламных щитах.

В настоящее время осуществляется прямая реклама с рекламных щитов и в прессе, а также как косвенная реклама на футболках, полиэтиленовых пакетах, зонтиках кафе, вывесках магазинов, даже на троллейбусах. Филип Моррис, Дж.Ти.Ай, Реемтсма и БАТ входят в первую пятерку инвесторов в наружную рекламу, совместно потратив 53 миллиона долларов на кампании наружной рекламы в 1997-2000 годах (30% всего объема затрат на наружную рекламу). Хотя реклама табака запрещена на телевидении, этот запрет часто игнорируется, например, на одном телеканале была специальная молодежная музыкальная программа, называемая «Кэмел Рок». Реклама таких марок как Marlboro, Parliament и Vogue часто встречается в женских журналах.

По данным национального опроса в ноябре 2000 года, 49% респондентов поддерживают полный запрет рекламы табака и только 5% полагают, что необходимо разрешить рекламу табака на радио и телевидении.

Медицинские предупреждения на пачках

На пачках сигарет необходимо печатать медицинские предупреждения. Такая мера была принята в советские времена и не была существенно изменена в украинском законодательстве. На большинстве произведенных в Украине пачек сигарет нанесены следующие медицинские предупреждения: «Министерство здравоохранения предупреждает: курение опасно для вашего здоровья», «Курение опасно для вашего здоровья», «Курение опасно для здоровья», «Курение сокращает жизнь». Предупреждения напечатаны на одной из боковых сторон пачки маленькими буквами 1x1 мм или 2x2 мм иногда в (черно-белых) контрастных тонах, иногда нет (золотые буквы на красном фоне).

Ограничения курения

Курение запрещено во всех средствах транспорта (метро, автобусы и т.д.), в кино, театрах, закрытых спортивных сооружениях, школьных зданиях, а также в некоторых производственных помещениях и правительственных учреждениях. Частичные ограничения действуют на международных авиарейсах (курение ограничено зоной для курящих). С апреля 1997 года курение также запрещено во всех лечебных и профилактических медицинских учреждениях. С августа 2001 года курение запрещено в здании администрации Президента Украины.

Ограничения курения соблюдаются не всегда и часто благодаря неформальным правилам.

Ограничения доступа молодежи

Согласно правилам розничной торговли табачными изделиями (выпущенными в августе 1996 года), запрещено покупать и продавать табачные изделия лицам младше 18-летнего возраста.

К сожалению, эти правила практически не соблюдаются.

В Украине нет торговых автоматов.

Содержание в сигаретах смол и никотина

Министерство здравоохранения выпустило в июле 1997 года приказ, устанавливающий максимально допустимые уровни смол и никотина в дыме сигарет. Содержание смол в продаваемых в Украине сигаретах с фильтром не должно превышать 15 мг на сигарету, а в сигаретах без фильтра уровень не должен превышать 22 мг смол на сигарету. Пределы содержания никотина составляют соответственно 1,3 мг и 1,5 мг. Эти нормы являются усовершенствованием прежних стандартов 1991 года, принятых в Советском Союзе, согласно которым максимальный уровень смол был 25 мг, а никотина – 1,5 мг на сигарету.

Прочие меры

Чтобы торговать табачными изделиями, необходимо приобрести лицензию. Согласно правилам розничной торговли табачными изделиями (выпущенными в августе 1996 года), запрещено торговать табачными изделиями в детских, учебных, медицинских и спортивных учреждениях и других местах, определенных местными властями.

Программы прекращения курения

Система государственной первичной медицинской помощи не предоставляет услуг по прекращению курения. Помощь в прекращении курения оказывают частные медицинские учреждения и неправительственные организации (такие как центр КВИТ в Киеве). Из средств заместительной никотиновой терапии имеется только жевательная резинка, которая не доступна для большинства населения из-за ее стоимости (цена упаковки из 30 резинок с 2 мг никотина каждая, составляет приблизительно 30 гривен, а пачка местных сигарет может продаваться за 50 копеек).

По данным национального опроса ноября 2000 года только, 2% курильщиков обращались к медицинским работникам за помощью в прекращении курения, и только 5% из них использовали лекарственные средства для прекращения курения.

По данным фирмы «Pharmacia», в 2000 году размер рынка резинки Никоретте был равен 59 тысяч долларов, а прочих препаратов для прекращения курения – 14 тысяч долларов.

Координационный Совет по Контролю над Табаком

Серьезность проблем, вызванных потреблением табака, указывает на необходимость учреждения межсекторального комитета для координации политики контроля над табаком. Министерство здравоохранения стало инициатором создания такого комитета. 12 ноября 1997 года Кабинет Министров Украины выпустил Указ о создании Координационного Совета по Контролю над Табаком при Кабинете Министров. Координационный Совет возглавляет Министр здравоохранения, у которого есть три заместителя: первый заместитель министра здравоохранения, заместитель министра Финансов и заместитель председателя Комитета по Стандартизации, Метрологии и Сертификации. Членами Координационного Совета являются представители следующих министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Министерства науки и просвещения, Министерства обороны, Министерства Культуры и Искусств, Комитета по вопросам молодежи и спорта, Государственной телерадиокомпании. В Совет также входят представители некоторых неправительственных организаций (Красный Крест, Движение за Здоровый Образ Жизни и Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков), а также комитета Верховной Рады по здравоохранению.

Современное развитие политики контроля над табаком

Для содействия разработке сильной политики контроля над табаком и противостояния деятельности табачной индустрии в сентябре 2000 года неправительственные организации создали Коалицию «За Свободную от Табачного Дыма Украину».

В 2000 году первый заместитель министра здравоохранения и заместитель председателя Координационного Совета по Контролю над Табаком Ольга Бобылева инициировала разработку «Закона о Контроле над Табаком и Защите Здоровья». К 2001 году проект этого закона был обсужден всеми заинтересованными министерствами и поддержан ими, кроме Министерства аграрной политики.

Однако в марте 2001 года несколько депутатов Верховной Рады представили проект закона «Об ограничении потребления табачных изделий», и в такой ситуации правительство уже не могло представить в парламент свой «Закон о Контроле над Табаком и Защите Здоровья». В июне закон «Об ограничении потребления табачных изделий» был принят Верховной Радой в первом чтении. Это был довольно слабый закон, однако все табачные фабрики критиковали его, заявляя, что он служит интересам только одной табачной компании. Например, он устанавливал довольно жесткие пределы содержания смол и никотина, которые не могли быть соблюдены на маленьких табачных фабриках, причем эти пределы ничего не дают для защиты общественного здоровья. Во время обсуждения проекта этого закона в Комитете Верховной Рады по вопросам охраны здоровья, материнства и детства большинство предложений сторонников общественного здоровья были проигнорированы, и представленный для рассмотрения в Верховную Раду вариант Закона был довольно ограниченным. Туда не были включены вопросы рекламы, контролировать соблюдение ограничений курения было бы трудно, предусмотрено 6 вариантов медицинских предупреждений на пачках, но табачной индустрии давалось право выбирать лишь одно. 13 декабря 2001 года лишь 109 депутатов поддержали этот закон, хотя для одобрения требовалась 226 голосов.

В июне 2001 года Кабинет Министров Украины принял Концепцию Политики Контроля над Табаком. Она включает некоторые сильные положения, такие как увеличение налогов, запрет рекламы, но в ней нет реальных сроков или обязательств.

15 ноября 2001 года члены Коалиции «За свободную от табачного дыма Украину» раздавали листовки и специальное письмо, подписанное выдающимися учеными-медиками к членам парламента, призывая голосовать за запрет табачной рекламы. После короткого обсуждения депутаты проголосовали за поправку к Закону о Рекламе о запрете рекламы алкоголя и табака. Рекламная, алкогольная и табачная индустрии не ожидали такого результата. Они призвали Президента Украины наложить вето. Коалиция «За свободную от табачного дыма Украину» разослала личные письма всем депутатам с просьбой послать письмо Президенту в поддержку запрета рекламы. 14 декабря Президент Украины наложил вето на этот закон и предложил отложить введение запрета до 1 января 2003 года. Коалиция «За свободную от табачного дыма Украину» считает это предложение приемлемым компромиссом.

Раздел 2


Оглавление отчета

"Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков"
email: adic@adic.org.ua
url: http://www.adic.org.ua/

Hosted by uCoz