Резюме

Краткий обзор экономики табака в Украине

В последние годы ежегодное потребление сигарет в Украине составляло приблизительно 65-70 миллиардов штук или 1600-1700 сигарет на взрослого человека возраста 15 лет и старше. Площадь выращивания табака снизилась с 21 700 гектаров в 1980 году до 2 680 в 2001 году. Производство табачного сырья в Украине снизилось с 28 190 тонн в 1987 году до 2 180 тонн в 2001 году. Производство сигарет в 1980-х годах было довольно стабильным - ежегодно приблизительно 80 миллиардов сигарет. Начиная с 1990 года, кризис охватил всю экономику, включая табачную промышленность. Производство табака к 1993 году уменьшилось почти вдвое и затем начало увеличиваться. В 2001 году производство составляло 69 миллиардов сигарет.

В начале 1990-х годов транснациональные табачные компании (ТТК) создали совместные предприятия с шестью из одиннадцати табачных фабрик, работавших в Украине. В 1994 году совместные предприятия произвели 79% общего объема производства в Украине. В 2000 и 2001 годах доля совместных предприятий в производстве увеличилась до 95%.

Полная занятость на табачных фабриках в Украине в 1996-2000 годах снизилась на 27%, в то время как общее производство сигарет увеличилось на 31%.

Ставки акцизных налогов на табак в 1996-1999 годах увеличивались ежегодно. Доходы бюджета от акцизных налогов возросли с 54 миллионов гривен (30 миллионов долларов) в 1996 году до 522 миллионов гривен (126 миллионов долларов) в 1999 году. После уменьшения ставок акцизного налога в конце 1999 года доходы в 2000 году упали до 446 миллионов гривен (82 миллиона долларов), несмотря на увеличение производства сигарет. В 2001 году доход от акцизных налогов на табак составил 583 миллиона гривен (108 миллионов долларов). В долларовом эквиваленте это меньше, чем в 1998 и 1999 годах.

Начиная с 1996 года общий баланс торговли табаком (табачное сырье и сигареты) является для Украины отрицательным. В 1996-2000 годах суммарные расходы на импорт превысили доход от экспорта на 525 миллионов долларов, что на 100 миллионов больше, чем доход от акцизных налогов на табак в течение этого же периода.

Акцизные налоги на табак

История акцизных налогов на табак в Украине может быть разделена на 3 периода: 1) понижение ставок акциза с целью поощрения производства (1993-1995 гг.); 2) увеличение ставок с целью наполнения бюджета (1996-1999 гг.); 3) стабилизация налогов (конец 1999-2001 гг.).

Результатом политики понижения акцизных налогов было: 1) Существенное уменьшение доходов государственного бюджета, потому что небольшое увеличение производства не компенсировало потерь от снижения акцизной ставки; 2) Увеличение доли сигарет без фильтра в общем производстве; 3) Увеличение контрабанды.

Результаты четырехлетнего периода увеличения налогов были следующими: 1) Доход государственного бюджета вырос в десять раз в гривнах, или в четыре разах в долларах; 2) Доля сигарет без фильтра в общем производстве уменьшилась с 85% до 39%; 3) Снизилась контрабанда.

19 ноября 1999 года Верховная Рада завершила период ежегодного роста акцизных ставок на сигареты, а в декабре 2000 года она уменьшила ставку акцизного налога на сигареты без фильтра.

Снижение ставок налогов было сделано с целью борьбы против контрабанды, но признаков успеха было мало. В 2001 году производство сигарет без фильтра составило 15,2 миллиарда штук, что на 17% больше, чем в 2000 году, но доходы от акцизного налога на сигареты без фильтра упали на 39%.

В 1999 году Россия (где налоговые ставки намного ниже, чем в Украине) собрала только 2,4 миллиарда рублей табачных акцизов, хотя производство там было равно 294 миллиарда сигарет. Россия произвела в 6 раз больше сигарет, чем Украина, но собрала только 96 миллионов долларов акциза, что было на 30 миллионов долларов меньше, чем доход Украины.

Исходя из опыта налоговой политики Украины в 1993-2001 годах, наиболее перспективной (с точки зрения доходов государственного бюджета) представляется политика ежегодного увеличения акцизных налогов.

Два главных типа акцизных налогов - специфический и стоимостный налоги - оказывают различное воздействие на цены, прибыль, доходы бюджета и систему сбора налогов. Относительные достоинства каждого налога частично зависят от того, с чьей точки зрения оценивается их воздействие. Производители табачных изделий заботятся о своей прибыли и доле на рынке. Поэтому те производители, которые производят главным образом дешевые сигареты, предпочитают стоимостные налоги. Те производители, которые производят дорогие сигареты, предпочитают специфические налоги. Правительство заботят поступления от налогов, простота их сбора, эффективная система сбора налогов, а также благосостояние потребителей.

С точки зрения здравоохранения, главная цель налога состоит в том, чтобы препятствовать потреблению сигарет. Специфический налог поддерживает цену самых дешевых сигарет на довольно высоком уровне, что препятствует курению людей с низким доходом. Однако из-за инфляции воздействие налога на цену с течением времени уменьшается. Например, налог на сигареты с фильтром в Украине стабилен в течение последних 2 лет, и за этот период их цена (пересчитанная с учетом инфляции) уменьшилась более чем на 25%. Такое уменьшение реальных цен может вызвать увеличение потребления сигарет.

Гибридный налог, который часто называется «стоимостным налогом при административно устанавливаемой цене для исчисления ставки акциза», использует положительные особенности стоимостного и специфического налогов. Ставка акцизного налога определяется в стоимостном виде как фиксированный процент от облагаемой налогом цены за единицу продукции. В настоящее время в Украине наилучшим вариантом может быть комбинация специфического и гибридного налогов. Поскольку нынешняя ставка специфического налога, с точки зрения доходов бюджета, довольно низка, рекомендуется не уменьшать специфический налог, а дополнить его гибридным.

Эконометрические оценки трех главных уравнений для табачной промышленности Украины (функция спроса, ценовое уравнение и кривая Лаффера) дали следующие результаты:

Спрос на сигареты чувствителен к изменению ставки акцизного налога (хотя и неэластичен). Кратковременная эластичность равна -0,03, а долговременная -0,25.

Повышение ставок акциза приведет к увеличению контрабанды из-за роста незаконной прибыли. Однако воздействие этого будет умеренным: десяти-процентное увеличение ставок акциза ведет к 0,8-процентному уменьшению легальных внутренних продаж из-за роста контрабанды.

Рост семейных доходов ведет к росту спроса на сигареты.

Существующая ставка акцизного сбора в Украине ниже по сравнению с той, которая, согласно теоретической модели, обеспечит максимальный уровень доходов бюджета, а именно 22,7 гривен на 1000 сигарет в ценах 2001 года. Более политически приемлимым является постепенное повышение ставок до оптимального уровня.

Анализ распространенности курения и потребления табачных изделий

Распространенность курения и потребления табака изучались в двух национальных репрезентативных опросах населения Украины в ноябре 2000 года (1797 респондентов в возрасте 15 лет и старше) и в июне 2001 года (2721 респондент, 14 лет и старше).

По данным этих опросов, курит 34% населения Украины (57% мужчин и 14% женщин).

65% курящих хочет бросить курить, а 60% из них уже пробовали сделать это. 9% респондентов успешно бросили курить. Только 2% курильщиков обращались за профессиональной помощью и только 5% использовали лекарственные средства для прекращения курения.

Общее количество сигарет, выкуренных в Украине в 2001 году, оценено на основании опроса на уровне 67 миллиардов штук. 88% сигарет выкурено мужчинами и 12% женщинами. Подростки от 14 до 17 лет выкуривают 3,3% сигарет.

Общие расходы украинских курильщиков на табак оценены на уровне 4,1 миллиарда гривен. Доля расходов, которую несут молодые люди 14-17 лет, оценена в размере 4,76% общей суммы.

Если цена сигарет существенно увеличится, 31% курильщиков склонны сохранить потребление табака на прежнем уровне, 18% будут курить более дешевые сигареты, 28% будут курить меньшее количество сигарет, а 17% попытаются отказаться от курения. Среди лиц старше 50 лет, которые имеют низкие доходы, курят дешевые сигареты, проживают в городах, 70% склонны уменьшить потребление или отказаться от курения.

В случае повышения цен подростки более склонны к уменьшению потребления табака, чем взрослые. Подростки из бедных семей в большей степени склонны уменьшать или прекращать курение по сравнению с подростками из богатых семей.

52% респондентов поддерживают введение налога на табачные изделия, который поступает в Пенсионный фонд, 33% полагают, что этот налог должен быть увеличен, и только 15% сказали, что этот налог должен быть уменьшен или отменен.

Анализ марок сигарет, потребляемых в Украине, выявил несколько групп, характеризующихся различными типами потребления табака. С точки зрения прогноза их поведения в случае повышения цен на сигареты, они могут быть объединены в большие группы. Первая группа включает 36% курильщиков, характеризующихся сравнительным благосостоянием, более высоким образовательным уровнем, проживанием в больших городах, большей долей женщин, потреблением более дорогих сигарет, меньшей интенсивностью курения и, вероятно, меньшей зависимостью от табака. В случае повышения цен они более склонны уменьшать количество выкуриваемых сигарет. Вторая группа включает 20% курильщиков с более низким уровнем доходов и образования, живущих в деревнях и небольших городах. В ней в большей степени представлены мужчины. Характерна более высокая интенсивность курения и, вероятно, более высокая зависимость от табака. Они потребляют более дешевые сигареты, главным образом без фильтра. В случае роста цен они скорее перейдут на более дешевые сигареты, чем уменьшат потребление табака или откажутся от него.

Индивидуальная ценовая эластичность спроса на сигареты была оценена с учетом многих факторов, которые могут потенциально влиять на количество выкуриваемых сигарет. Для базовой группы (лица 18-28 лет с высоким доходом) ценовая эластичность спроса равняется -0.24. Это означает, что десяти-процентное увеличение цен на сигареты ведет уменьшению потребления сигарет приблизительно на 2,4 процента. По мере того как курильщики становятся старше, они менее чувствительны к изменениям цен. Для людей с высоким доходом ценовая эластичность является самой низкой (то есть они наименее чувствительны к цене). При этом у людей с низким доходом эластичность намного меньше по сравнению с людьми со средним доходом. Полная эластичность дохода, по нашим оценкам, составляет 0,06. Это означает, что десяти-процентное увеличение семейного дохода приводит к увеличению спроса на сигареты приблизительно на 0,6 процентов.

Контрабанда Табака

Хотя контрабанда сигарет в Украину является серьезной проблемой, а повышение налогов может привести к увеличению контрабанды, масштаб проблемы значительно завышен, особенно, когда это касается воздействия контрабанды на уровень курения и поступления налогов в бюджет.

Оценки суммы ежегодных потерь бюджета, вызванных контрабандой, изменяются от 100 миллионов гривен до 200 миллионов долларов. Наш анализ показывает, что потери бюджета вследствие контрабанды табака не превышали 200 миллионов гривен в 2000 году и 100 миллионов гривен в 2001 году. В те же годы ежегодные доходы бюджета от украинских сигарет, ввезенных контрабандой в другие страны, могли достигать 125 миллионов гривен.

Контрабанда произведенных в Украине сигарет в страны Западной и Центральной Европы, хотя и дает некоторые выгоды для бюджета Украины, создает политические проблемы и ухудшает международный имидж страны.

Украина используется для транзита контрабандных сигарет, как легального в страны «высокого риска» контрабанды сигарет, так и нелегального, например, для незаконного провоза сигарет назад в страну их производства.

Международный и украинский опыт ясно показывают, что увеличение налогов на табак приводит к сокращению курения и увеличению поступлений в бюджет от налогов, даже, если они сопровождаются ростом контрабанды сигарет, тогда как снижение налогов с целью сокращения уровня контрабанды приводит к уменьшению государственных доходов и повышению уровня курения.

Табачные компании играют существенную роль в контрабанде табака.

Наиболее целесообразными ответными мерами на угрозу контрабанды является не сокращение (или даже стабилизация) налогов, а принятие и выполнение жестких мер непосредственного противодействия контрабанде.

Политика в отношении выращивания табака в Украине

Производство табачного сырья в Украине было довольно высоким в 1980-х годах. Оно снизилось в 1990-х годах, и в 1996-2000 годах среднегодовое производство составляло менее 3 000 тонн. Для защиты отечественных табакопроизводителей целесообразно установить высокую специфическую пошлину, чтобы препятствовать импорту дешевого табака из других стран. Существующие нормы закона об обязательном содержании местного табака в произведенных в Украине сигаретах являются необоснованными с точки зрения международного права, национальной экономики и здравоохранения. Существенное увеличение импортных пошлин на табачное сырье является наилучшим решением с точки зрения национальной экономики и здравоохранения, хотя такое увеличение определенно противоречит интересам транснациональной табачной индустрии.

Экономический анализ деятельности принадлежащих государству и частных компаний табака с иностранными инвестициями и без них

Начиная с 1989 года, ухудшение экономических условий на государственных табачных фабриках привело к снижению производства и падению их прибыльности, что подтолкнуло к их приватизации. Шесть самых больших из 11 существовавших в то время табачных фабрик стали совместными предприятиями с транснациональными табачными компаниями (ТТК).

Если табачные фабрики с иностранными инвестициями производят сигареты более эффективно, результатом этого может быть снижение цен на сигареты. Кроме того, иностранные инвесторы используют агрессивные методы маркетинга, чтобы увеличить свою долю на рынке и уровень продаж, что ведет к росту общего потребления сигарет. В других отраслях промышленности более низкие цены, большая привлекательность изделия, большая доступность, агрессивный маркетинг и повышение уровня продаж могут быть вполне позитивными. Но сигареты являются уникальными изделиями: при использовании их точно по назначению они убивают. Поэтому, если иностранные инвестиции повышают потребление сигарет, это будет вести к более высоким затратам здравоохранения и более высокому бремени болезней и преждевременных смертей для самих курильщиков, их семей, общества и экономики в целом.

Опыт табачных инвестиций в Украине показывает, что эти инвестиции в большей степени отвечают интересам инвесторов, чем интересам страны:

- Производство сигарет существенно не увеличилось, а некоторые табачные фабрики были закрыты или близки к закрытию;

- Табачные компании заменяют оборудование на своих западных фабриках, и продают старое оборудование в Украину;

- Выращивание табака уменьшилось, и дает только 3% табачного сырья для производства, в то время как табачная индустрия предпочитает импортировать табак из других стран, включая развитые;

- Сумма уплаченных налогов больше зависит от ставки налогов, чем от объема производства сигарет.

Экономика развитых стран получает намного большую прибыль от табачных инвестиций в Украине, чем украинская экономика. Фактически табачные инвестиции в Украине являются инвестициями денег украинских курильщиков в экономику развитых стран.

Табачные изделия убивают половину своих долговременных потребителей и обусловливают широкое распространение серьезных заболеваний, что в результате вызывает огромное бремя затрат для семей, общества и государства. Чтобы минимизировать этот ущерб, правительству следует проводить всесторонние меры по контролю над табаком, в соответствии с конкретной ситуацией и нуждами страны, но вне зависимости от того, кто владеет табачными фабриками.

Так как транснациональные табачные компании ежегодно тратят миллионы на агрессивный и весьма эффективный маркетинг и рекламу, всесторонний запрет всех форм маркетинга и рекламы табачных изделий должен стать ключевым элементом законодательства о табаке.

Еще более важно для правительства не позволить частным сигаретным инвесторам влиять на политику налогообложения табака. Табачные налоги являются наиболее эффективным политическим инструментом, с помощью которого правительство может повлиять на уровень потребления табака в стране. Более того, с помощью акцизных налогов можно существенно повысить государственные доходы. Уровень и структура табачных налогов, которые будут в наибольшей степени служить общественным интересам и интересам налоговых органов страны, вероятно, будут значительно выше, чем хотелось бы видеть производителям сигарет.

Раздел 1


Оглавление отчета

"Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков"
email: adic@adic.org.ua
url: http://www.adic.org.ua/

Hosted by uCoz