3.3. Особенности распространенности курения и потребления табака

Распространенность курения

Доля курильщиков и некурящих, по данным второго опроса, представлена в таблице 3.3 и на рис.3.1

Таблица 3.3. Доля курильщиков и некурящих среди мужчин и женщин (июнь 2001 года)

 

Мужчины

Женщины

Kурильщики

56,9

14,2

Некурящие

43,1

85,8

Процентное соотношение лиц с различными курительными статусами, согласно результатам опроса, проведенного в ноябре 2000 года, представлено в таблице 3.4 и на двух диаграммах (см. рис. 3.2, 3.3).

Таблица 3.4. Распределение различных типов курительного статуса у мужчин и женщин (ноябрь 2000 года)

 

Мужчины

Женщины

Все

Ежедневные курильщики

57,7

13,5

34,1

Kурильщики, сокращающие потребление

5,1

3,9

4,5

Нерегулярные курильщики

1,6

2,1

1,8

Бывшие курильщики

12,8

3,6

7,9

Бывшие нерегулярные курильщики

1,0

1,0

1,0

Экспериментаторы

7,2

13,0

10,3

Никогда не курившие

14,5

62,7

40,2

Определения (см. «Руководство по контролю и мониторингу табачной эпидемии. Всемирная Организация Здравоохранения. Женева – 1998»).

· Ежедневные курильщики –люди, которые курят какое-либо табачное изделие по меньшей мере раз в день.

· Сокращающие потребление – люди, которые раньше курили ежедневно, но сейчас не курят каждый день.

· Нерегулярные курильщики – люди, которые выкурили 100 или более сигарет и теперь курят не ежедневно.

· Бывшие курильщики – люди, которые раньше были ежедневными курильщиками, а теперь не курят вовсе.

· Бывшие нерегулярные курильщики – лица, которые прежде были нерегулярными курильщиками, но никогда ежедневными, и которые выкурили 100 или более сигарет за свою жизнь.

· Экспериментаторы – люди, которые выкурили менее 100 сигарет.

· Никогда не курившие – те, кто никогда не курил.

Как свидетельствуют данные таблицы 3.5, чем больше населенный пункт, тем среди его жителей доля ежедневных курильщиков, тех, кто сокращает потребление, экспериментаторов выше и меньше доля нерегулярных курильщиков и никогда не куривших людей. Доля бывших курильщиков оказалась наибольшей в небольших городах (районных центрах).

Таблица 3.5. Распределение различных типов курительного статуса у жителей населенных пунктов различного размера(ноябрь 2000 года)

 

Областные центры

Районные центры

Села

Ежедневные курильщики

41,73%

31,96%

29,48%

Kурильщики, сокращающие потребление

6,39%

3,98%

3,17%

Нерегулярные курильщики

1,32%

1,92%

2,24%

Бывшие курильщики

7,33%

9,33%

6,53%

Бывшие нерегулярные курильщики

1,69%

0,69%

0,75%

Экспериментаторы

12,97%

9,19%

9,14%

Никогда не курившие

28,57%

42,94%

48,69%

Возраст

Анализ распределения распространенности курения в зависимости от возраста (Таблица 3.6 и Рис. 3.4) показывает:

1. Существуют возрастные волны распространенности курения. Распространенность мужского курения является максимальной в группе 29-39 лет и затем уменьшается в каждой последующей возрастной группе от 40 до 70 лет и возрастает в группе старше 70 лет, однако эта группа немногочисленна. Распространенность женского курения наиболее высока в группе 18-24 года и убывает в последующих возрастных группах.

2. Распространенность мужского курения выше, чем женского курения, во всех возрастных группах, но это различие возрастает от двукратного в группе 20-летних до почти восьмикратного в группе 50-59-летних.

3. Поскольку наибольшая распространенность курения у мужчин и женщин наблюдается в разных возрастных группах, это может отражать разные стадии табачной эпидемии у проживающих в Украине мужчин и женщин.

Таблица 3.6. Процентная доля курильщиков в зависимости от пола и возраста (июнь 2001 года)

 

14-15 лет

16-17 лет

18-24 лет

25-28 лет

29-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60-70 лет

71+

Мужчины

23,1

44

58,0

64,8

65,5

60,4

53,8

41,0

57,1

Женщины

 

16,0

27,6

23,2

17,5

8,4

7,1

0,7

  

Кривая, описывающая возрастное распределение распространенности курения среди мужчин, состоит из возрастающей и ниспадающей частей. Возрастающая часть отражает уровень и возраст начала курения. Нисходящая часть кривой после достижения максимального уровня курения в возрасте 26-39 лет, вероятно, отражает потерю курильщиков из-за смертности или прекращения курения. Если руководствоваться существующими эпидемиологическими моделями, то связанная с курением смертность в возрасте до 35 лет незначительна, и в возрасте до 70 лет от связанных с курением заболеваний умирает одна четвертая часть курильщиков. Мы создали математические модели, описывающие процентную долю курильщиков в возрастных группах, начиная с 35 лет (таблица 3.7 и рис. 3.5). Все три (линейная, гиперболическая и экспоненциальная) модели очень хорошо описывают наблюдаемый процент мужчин-курильщиков в возрастных группах 35-55 лет.

Таблица 3.7. Вычисляемая и наблюдаемая распространенность курения среди мужчин в возрастных группах 35-65 лет (июнь 2001 года)

 

35 лет

45 лет

55 лет

65 лет

Y=b0+b1*x=125-x*5/7

65,5

60,8

56,1

51,5

Y=b0+b1/x=50+1750/x

65,5

58,2

53,6

50,4

Y=b0*b1^((x-35)/10)=100*0,92^((x-35)/10)

65,5

60,3

55,6

51,2

Наблюдаемаяраспространенность

65,5

60,4

53,7

41,0

Более низкая, чем расчетная, наблюдаемая доля курильщиков в группе 60-70 летних может объясняться либо тем, что (i) инициация курения была менее интенсивной в 1950-е годы, когда эти люди были подростками, либо (ii) прекращением курения.

Для проверки того, какая из этих гипотез имеет больше оснований, мы обратились к результатам опроса, проведенного в ноябре 2000 года, в котором курительный статус тщательно оценивался. Опрошенные в нем мужчины имели следующее распределение по возрасту и курительному статусу (Таблица 3.8.).

Таблица 3.8. Распределение мужчин, имеющих различный курительный статус, в разных возрастных группах (ноябрь 2000 года)

Возраст

Ежедневные курильщики

Kурильщики, сокращающие потребление

Нерегулярные курильщики

Бывшие курильщики

Экспериментаторы

Никогда не курившие

15 лет

14,3

0,0

14,3

7,1

35,7

28,6

16-17 лет

28,0

0,0

4,0

4,0

36,0

28,0

18-24 лет

58,4

5,9

3,0

5,0

14,9

12,9

25-28 лет

61,8

2,9

1,5

16,2

4,4

13,2

29-39 лет

66,3

8,0

0,6

5,5

3,1

16,6

40-49 лет

69,9

5,1

0,7

8,8

4,4

11,0

50-59 лет

61,4

5,2

1,3

15,0

3,9

13,1

60-69 лет

48,4

3,3

0,0

29,5

6,6

12,3

70-79 лет

30,9

5,5

3,6

30,9

5,5

23,6

Все

57,7

5,1

1,6

13,7

7,2

14,7

Складывается впечатление, что обе гипотезы достаточно обоснованы.

Первая гипотеза кажется правдоподобной, так как в возрастной группе 70+ доля никогда не куривших вдвое больше, чем в предыдущих возрастных группах.

Вторая гипотеза также может быть справедливой, так как доля бывших курильщиков возрастает с 5.5% в группе 29-39 летних до 15% в группе 50-59 лет и до 29-30% в группе 60 лет и старше.

Максимальная распространенность курения в группе 35-летних может означать, что табачная эпидемия среди мужчин достигла своего максимального развития и в настоящее время не растет.

Кривая, описывающая распространенность курения женщин различных возрастных групп, имеет нисходящую часть, начиная с группы 18-24-летних. Эта нисходящая часть, по-видимому, отражает не уровень смертности, связанной с курением, а уровень инициации курения в предыдущие десятилетия. Очевидно, что табачная эпидемия среди украинских женщин по-прежнему нарастает.

Сравнение средних значений возраста ежедневных курильщиков и бывших ежедневных курильщиков (см. Рис. 3.6, результаты опроса, проведенного в ноябре 2000 года) показывает, что средний возраст бывших курильщиков на 11-12 лет больше, чем нынешних ежедневных курильщиков, как для мужчин, так и для женщин. Таким образом, для прекращения курения в Украине необходимо, чтобы в среднем прошло 11-12 лет курения.

Средний возраст женщин был на 10 лет меньше, чем для мужчин, как курящих, так и для бросивших курить.

Возраст начала курения и его влияние на нынешний курительный статус представлены на рис. 3.7. Наибольшей доля ежедневных курильщиков оказывается среди тех, кто начал курить в возрасте 10-14 лет. Чем позднее человек начинает курить, тем меньше вероятность того, что он станет ежедневным курильщиком, и выше вероятность прекращения курения к некоторому возрасту.

Уровень доходов

В таблице 3.9. и на рис.3.8. для групп с разным уровнем доходов оценены расходы на табак, распространенность курения и его интенсивность. Общая тенденция состоит в том, что с повышением субъективной оценки собственного материального статуса увеличивается доля курильщиков, но при этом количество выкуриваемых ими в день сигарет падает.

Таблица 3.9. Процент курильщиков, интенсивность курения и расходы на табак в зависимости от пола и субъективной оценки материального статуса (июнь 2001 года)

 

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Все

Мужчины - количество выкуриваемых сигарет

14,39

15,20

15,24

15,34

12,63

15,08

Женщины - количество выкуриваемых сигарет

9,12

8,02

7,61

8,61

7,20

8,15

Мужчины - % курильщиков

61,19

60,14

54,97

54,74

58,54

56,87

Женщины - % курильщиков

8,54

10,28

16,75

17,81

20,00

14,23

Мужчины - расходы на табак

19,72

22,64

27,45

36,86

38,13

28,85

Женщины - расходы на табак

18,00

22,56

20,31

31,01

26,00

24,69 

Сравнение распространенности курения в группах с различным уровнем доходов показывает, что у мужчин наблюдаются два пика в группе с очень низкими и относительно высокими доходами и один пик в группе женщин с высокими доходами. Однако полученные результаты для группы с высокими доходами могут быть искаженными, так как люди, имеющие высокие доходы, предпочитают скрывать их и сообщают, что имеют средние доходы.

Образование

Сравнение распространенности курения в группах с различным образованием показывает, что наименьшей распространенность курения является в группе лиц с высшим образованием, а наивысшей – в группах со средним и средним специальным образованием (см. Табл.3.10. и Рис. 3.9.). Поскольку присутствие молодых людей могло существенно изменить результаты для групп с начальным и средним образованием, в таблице для сравнения приведены данные распространенности курения в группах респондентов старше 30 лет.

Таблица 3.10. Процентная доля курильщиков в зависимости от образования и пола (июнь 2001 года)

 

Высшее

Среднее специальное

Среднее

Начальное

Все

Мужчины старше 30 лет

46,45

55,93

64,82

56,82

58,61

Женщины старше 30 лет

9,71

14,02

10,92

5,00

11,23

Мужчины все

48,81

56,69

62,24

49,72

56,89

Женщины все

9,91

16,24

14,29

11,61

14,19 

По результатам опроса, проведенного в ноябре 2000 года, мы исследовали зависимость курительного статуса от образования. Результаты для мужчин представлены в Таблице 3.11 и Рис. 3.10, а для женщин в Таблице 3.12 и на Рис.3.11

Таблица 3.11. Распределение различных типов курительного статуса у мужчин с неоконченным средним и высшим образованием (ноябрь 2000 года)

 

Образование

Kурительный статус

Неоконченное среднее

Высшее

Ежедневные курильщики

53,19

40,00

Kурильщики, сокращающие потребление

4,26

3,53

Нерегулярные курильщики

3,72

 

Бывшие курильщики

12,77

21,18

Бывшие нерегулярные курильщики

0,53

3,53

Экспериментаторы

11,70

8,24

Никогда не курившие

13,83

23,530

Таблица 3.12. Распределение различных типов курительного статуса для женщин с начальным, средним и высшим образованием (ноябрь 2000 года)

 

Образование

Kурительный статус

Начальное

Среднее

Высшее

Ежедневные курильщики

6,45

14,76

21,15

Kурильщики, сокращающие потребление

3,69

3,92

3,85

Нерегулярные курильщики

0,46

2,51

2,88

Бывшие курильщики

3,23

3,14

7,69

Бывшие нерегулярные курильщики

1,38

0,78

1,92

Экспериментаторы

8,29

13,97

17,31

Никогда не курившие

76,50

60,75

45,19

У мужчин высшее образование сочетается с меньшей долей ежедневных курильщиков и экспериментаторов и большей долей бывших курильщиков и никогда не куривших, чем начальное образование.

Результаты для женщин отличаются от мужчин. Чем выше образование, тем выше доля ежедневных курильщиц и экспериментаторов и ниже доля никогда не куривших. Это также указывает на растущий характер табачной эпидемии среди украинских женщин.

Расходы на табак

Средние ежемесячные расходы на табак представлены в таблице 3.13 и на диаграмме 3.12. У мужчин расходы максимальны в возрастной группе 18-28 лет, затем они снижаются. Подростки мужского пола сообщают о самых низких расходах. У женщин пики расходов на табак наблюдаются в возрастных группах 14-17 и 29-49 лет.

Таблица 3.13. Средние ежемесячные расходы на табак в зависимости от возраста и пола (июнь 2001 года)

 

14-17

18-28

29-49

50+

Все

Мужчины

19,16

33,69

30,09

20,49

28,80

Женщины

26,44

23,57

27,68

17,94

24,69

Оба пола

20,59

30,53

29,64

20,21

27,90

Далее мы рассмотрели, каким образом количество выкуриваемых в день сигарет и цена сигарет влияют на табачные расходы в разных возрастно-половых группах.

Ежемесячные расходы в зависимости от возраста и количества выкуриваемых сигарет представлены в таблице 3.14 и на диаграмме 3.13.

Таблица 3.14. Среднемесячные расходы (в гривнах) в зависимости от возраста и количества выкуриваемых сигарет (июнь 2001 года)

Возраст

14-17

18-28

29-49

50 +

Все

Kоличество выкуриваемых сигарет

 

 

 

 

 

1-5

12,06

15,28

15,76

7,54

14,50

6-10

20,00

26,59

21,77

16,55

22,69

11-15

36,75

36,50

28,46

17,06

30,03

16-20

33,67

44,01

37,81

24,91

36,58

21+

-

64,07

47,92

32,62

48,35

10+

34,90

43,73

37,32

24,52

36,58

Расходы возрастают с ростом числа выкуриваемых сигарет в возрастных группах старше 17 лет. В возрастной группе 14-17 лет те, кто выкуривает 16-20 сигарет в день, тратят меньше денег, чем те, кто выкуривает 10-15 сигарет в день, а респондентов, которые выкуривали бы более 20 сигарет в день, в этой группе не было.

В группах с одинаковой интенсивностью курения наибольшие расходы на табак наблюдаются в возрасте 18-28 лет, в последующих возрастных группах расходы на табак меньше, поскольку курильщики, по-видимому, переходят на более дешевые сигареты.

Эти тенденции изменения уровня расходов на табак находятся под влиянием увеличения количества выкуриваемых в день сигарет с увеличением возраста (Таблица 3.15 и Диаграмма 3.14) и уменьшения с возрастом средней цены потребляемых сигарет (Таблица 3.16, Диаграмма 3.15).

Таблица 3.15. Среднее количество выкуриваемых в день сигарет в зависимости от пола и возраста(июнь 2001 года)

Возраст

14-17

18-28

29-49

50+

Все

Пол

Мужчины

8,92

13,79

16,23

16,22

15,07

Женщины

7,75

7,07

9,40

9,71

8,15

Обапола

8,64

11,68

14,96

15,51

13,54

Таблица 3.16. Средняя цена пачки сигарет в зависимости от пола и возраста (июнь 2001 года)

Возраст

14-17

18-28

29-49

50+

Все

Пол

         

Мужчины

1,43

1,63

1,24

0,84

1,27

Женщины

2,27

2,22

1,96

1,23

2,02

Обапола

1,59

1,74

1,32

0,87

1,37

Доля мужчин в различных возрастных группах, которые курят сигареты без фильтра представлена на Диаграмме 3.16. Растущая с возрастом доля курильщиков, которые курят сигареты без фильтра, также вносит свой вклад в тенденцию, когда более старшие курильщики курят больше сигарет по меньшим ценам.

Общее потребление табака в Украине

Для оценки потребления табака были использованы следующие данные:

- возрастная структура населения;

- распространенность курения в различных возрастных группах;

- среднее количество сигарет, выкуриваемых в течение дня.

Расчеты количества сигарет, выкуренных в 2001 году, приведены в таблице 3.17.

Общее количество сигарет, выкуренных в Украине в 2001 году, оценивается, по данным нашего опроса, на уровне 67 млрд. штук, 88% из них потребляется мужчинами и 12% женщинами, 3,3% выкуривается подростками от 14 до 17 лет.

Общие расходы украинских курильщиков оценены на уровне 4.1 млрд. гривен (см. Таблицу 3.18). Доля расходов, которую несут на себе молодые люди 14-17 лет, составила 4,76% общей суммы.

Доля сигарет без фильтра, продаваемых по цене ниже 1 гривны, составила 25,8 млрд. штук или 38,3% рынка (см. Табл. 3.19).

Ожидаемые реакции на повышение цены сигарет

В ходе анализа были выявлены следующие характеристики, позволяющие предсказывать реакции на повышение цены сигарет.

Курильщики с большей вероятностью склонны сохранить уровень курения, если они:

- не состоящие в браке молодые люди;

- считают свое материальное положение удовлетворительным;

- курят менее 5 или более 15 сигарет в день;

- курят самые дешевые или самые дорогие сигареты;

- тратят на сигареты более 30 гривен в месяц.

Курильщики с большей вероятностью склонны перейти на более дешевые сигареты, если они

- мужчины старше 30 лет, которые выкуривают 10-20 сигарет в день;

- женщины, имеющие детей и выкуривающие 5-15 сигарет в день;

- курильщики, имеющие семью;

- курильщики, считающие свой материальный статус довольно низким;

- те, кто курит дешевые сигареты.

Курильщики с большей вероятностью планируют уменьшить количество выкуриваемых сигарет, если они

- подростки;

- курильщики, имеющие семью;

- замужние женщины;

- лица, имеющие низкие доходы;

- курильщики, тратящие на сигареты менее 30 гривен в месяц;

- курят дорогие сигареты;

- курят 5-15 сигарет в день;

- живут в больших городах.

Курильщики с большей вероятностью планируют отказаться от курения при повышении цен на сигареты, если они

- старше 30 лет;

- состоящие в браке мужчины и женщины;

- курят меньше 10 сигарет в день;

- курят сигареты по цене от 1 до 2 гривен за пачку;

- тратят на сигареты меньше денег, чем другие;

- имеют крайне низкие доходы.

Влияние цены предпочитаемых сигарет на то, какой будет ожидаемая реакция на повышение цены оценено в таблице 3.20 и на рис.3.17

Таблица 3.20. Реакции на повышение цен в зависимости от цены предпочитаемых сигарет

Пол

Цена

Сохранить потребление

Перейти на более дешевые сигареты

Сократить потребление

Прекратить курение

Все

   

N

%

N

%

N

%

N

%

N

Мужчины

<1,0

82

34,5

45

18,9

71

29,8

40

16,8

238

1,0-2,0

124

34,3

76

21,0

98

27,1

64

17,7

362

2,1-3,0

21

33,3

10

15,9

20

31,7

12

19,0

63

3,1-4,0

8

61,5

2

15,4

2

15,4

1

7,7

13

>4,0

3

42,9

1

14,3

1

14,3

2

28,6

7

 

238

34,8

134

19,6

192

28,1

119

17,4

683

Женщины

<1,0

4

28,6

4

28,6

3

21,4

3

21,4

14

1,0-2,0

31

26,7

17

14,7

37

31,9

31

26,7

116

2,1-3,0

14

32,6

6

14,0

18

41,9

5

11,6

43

3,1-4,0

2

18,2

-

0,0

8

72,7

1

9,1

11

>4,0

4

40,0

3

30,0

-

0,0

3

30,0

10

 

55

28,4

30

15,5

66

34,0

43

22,2

194

Оба пола

<1,0

86

34,1

49

19,4

74

29,4

43

17,1

252

1,0-2,0

155

32,4

93

19,5

135

28,2

95

19,9

478

2,1-3,0

35

33,0

16

15,1

38

35,8

17

16,0

106

3,1-4,0

10

41,7

2

8,3

10

41,7

2

8,3

24

>4,0

7

41,2

4

23,5

1

5,9

5

29,4

17

 

293

33,4

164

18,7

258

29,4

162

18,5

877

Очевидно, что все группы, различающиеся по цене сигарет, прогнозируют схожие реакции на повышение цен. Наибольший процент тех, кто склонен сократить или прекратить курение, наблюдается в группе лиц, предпочитающих сигареты по цене от 2 до 3 гривен.

Для всех перечисленных выше факторов были вычислены коэффициенты, позволяющие предсказывать, повышает или понижает данный фактор вероятность каждого вида реакций на повышение цены. Эти коэффициенты были использованы для оценки комбинированного влияния факторов и прогнозирования поведения типичных групп курильщиков.

В качестве одной из таких групп была рассмотрена группа курильщиков, имеющих низкий уровень доходов, старше 50 лет, проживающих в городах (областных и районных центрах). Результаты представлены в таблице 3.21 и на диаграмме 3.18. Прогнозируется, что 70% из них планируют в случае повышения цен сократить потребление сигарет или отказаться от курения, что значительно больше, чем в общей популяции курильщиков (48%).

Таблица 3.21. Расчет вероятности различных реакций при комбинации действующих факторов (июнь 2001 года)

Реакции на повышение цены сигарет

Сохранение уровня потребления

Переход на более дешевые сигареты

Сокращение потребления сигарет

Прекращение курения

Все опрошенная популяция курильщиков (%)

33,37

18,68

29,38

18,56

Возраст более 50 лет

0,88

1,03

1,07

1,07

Низкий уровень доходов

0,74

0,97

1,10

1,33

Бедность

0,93

1,01

1,02

1,08

Расходы на табак в пределах 30 гривен в месяц

0,96

0,92

1,09

1,03

Средняя цена сигарет менее 2 гривен

0,99

1,04

0,97

1,02

Проживание в городе

0,97

0,91

1,06

1,06

Kомбинация факторов

0,56

0,87

1,35

1,69

Результирующий %

18,64

16,32

39,81

31,37

Разница %

-14,73

-2,36

10,43

12,81 

Аналогичным образом были рассмотрены группы подростков из семей с разным уровнем доходов (Диаграмма 3.19). Все подростки с большей вероятностью, чем взрослые, предполагают сократить уровень потребления сигарет. Подростки из бедных семей в большей степени склонны сократить курение или отказаться от него, чем подростки из семей с более высоким достатком.

В нашем первом опросе (ноябрь 2000 года) мы исследовали поведение курильщиков, направленное на прекращение курения. Доля ежедневных курильщиков мужчин, желающих отказаться от курения, и тех, кто уже предпринял попытки прекращения курения, представлены на рис.3.20. Доля тех, кто обращался за профессиональной помощью или использовал медикаменты, представлена на рис. 3.21.

Как видно на этих диаграммах, жители небольших городов (районных центров) проявляют наибольшее желание освободиться от курения и предприняли больше попыток, чтобы обратиться за профессиональной помощью в связи с этим, чем жители больших городов и деревень. Это совпадает с наибольшим процентом бывших курильщиков в районных центрах по сравнению с большими городами и селами.

 

Было также исследовано отношение к налогу на сигареты, перечисляемому в Пенсионный Фонд, в зависимости от пола и курительного статуса респондента (Рис. 3.22-3.23). Никогда не курившие и бывшие курильщики наиболее позитивно относятся к этому налогу, и почти половина из них считает, что налог нужно увеличить. Нынешние курильщики разных типов отвечают на этот вопрос, что налог нужно оставить в прежнем виде или уменьшить.

Женщины более позитивно настроены в отношении данного налога, чем мужчины. Жители деревень и небольших городов также лучше относятся к налогообложению табака, чем жители больших городов.

Группы курильщиков и типы выбираемых марок сигарет

Поскольку всем опрошенным курильщикам в ходе опроса в июне 2001 года задавался вопрос о предпочитаемых ими марках сигарет, список упомянутых респондентами марок включал в себя более сотни марок. Поэтому была предпринята процедура снижения размерности пространства этих признаков, с тем чтобы исследовать, какие наборы марок соответствуют определенным типам потребления табака.

Это было проделано посредством факторного анализа. Факторы были получены как результат снижения размерности пространства признаков, каждый из которых соответствовал наличию или отсутствию выбора каждой данной марки сигарет. Восемь факторов были сконструированы посредством варимаксного нормализованного вращения и интерпретированы.

Значения каждого из восьми факторов были вычислены для каждого респондента - курильщика. Затем были сформированы группы курильщиков с высокими значениями соответствующих факторов. Респондент включался в группу, если нормализованное значение соответствующего фактора у него было равно 1.00 или выше. Если ни один из восьми факторов не имел значения 1.00 или более, то респондент включался в 0-группу. Если более, чем у одного фактора наблюдалось высокое значение, то респондент включался в ту группу, которая соответствовала фактору с наибольшим значением.

Для каждой группы были исследованы характеристики потребления табака и социально-демографические данные. Кроме того, у представителей всех восьми групп сравнивались намерения в случае повышения цен на сигареты.

Лицензированные сигареты с фильтром – фактор 1.

Высокие значения этого фактора объединяют 22% курильщиков, которые предпочитают средние по цене лицензионные сигареты с фильтром (Bond, L&M, Monte Carlo, West).

Они главным образом проживают в больших городах, имеют средний или высокий уровень доходов, не состоят в браке или разведены. В этой группе почти вдвое больше женщин, чем в популяции курильщиков в целом. В этой группе также больше, чем в других, доля молодых людей моложе 30 лет.

Участники этой группы выкуривают до 10 сигарет в день и в случае повышения цен они намереваются сохранить уровень потребления или сократить его, но не планируют отказываться от курения или переходить на дешевые сигареты.

Дешевые сигареты – фактор 6.

Высокие значения этого фактора объединяют 11% курильщиков, которые предпочитают дешевые сигареты (Прима, Ватра, Экспресс, Козак, Отаман).

Это чаще жители деревень, имеющие низкие доходы, с преобладанием состоящих в браке мужчин старше 50 лет. В этой группе самая высокая доля мужчин (96%). Образование чаще начальное или среднее.

В случае повышения цен они планируют перейти на еще более дешевые сигареты.

Очень дорогие сигареты – фактор 4.

Высокие значения этого фактора объединяют 10% курильщиков, предпочитающих очень дорогие сигареты (Camel, Davidoff, Parliament, R1, Lucky Strike, Marlboro) .

Среди них преобладают лица 18-28 летнего возраста с высшим образованием или еще не окончившие вуз, проживающие в городах и считающие, что их уровень доходов выше, чем у других.

Большинство из них курят менее 10 сигарет в день.

В случае повышения цен они собираются курить как прежде, но также рассматривают возможность прекращения курения.

Ностальгические сигареты – фактор 8

Высокие значения этого фактора объединяют 5% курильщиков, которые предпочитают сигареты, несущие на себе какие-то ностальгические образы, в частности марки, которые были популярны в советское время (Космос, Союз-Аполлон, Родопи, Ява, Опал, ВТ).

В группу попали главным образом жители деревень и небольших городов, почти исключительно мужчины. Они выкуривают больше сигарет в день, чем в среднем в популяции курильщиков.

В случае повышения цен они предполагают перейти на более дешевые сигареты.

Молдова – фактор 2.

Высокие значения данного фактора объединяют 3% курильщиков, которые предпочитают сигареты, произведенные в Молдове (Турне, Флуераш, Дойне).

Это, главным образом, жители деревень граничащих с Молдовой областей, состоящие в браке мужчины старше 30 лет.

В этой группе преобладают люди со средним или профессиональным образованием и очень низким уровнем доходов.

Они выкуривают более 15 сигарет в день.

В случае повышения цен они планируют переходить на более дешевые сигареты скорее, нежели сохранить уровень потребления.

Дорогие импортированные сигареты – фактор 3

Высокие значения данного фактора объединяют 2% курильщиков, которые предпочитают дорогие сигареты, импортированные из западных стран (Lucky Strike, Winston, Boss).

В этой группе наибольшая доля жителей крупных городов, и больше, чем в других группах, лиц, которые считают свое материальное положение удовлетворительным, имеют высшее или неоконченное высшее образование, не состоящих в браке или разведенных, больше женщин, чем в общей популяции курильщиков (35%), хотя мужчины, тем не менее, составляют большинство.

Возраст большинства представителей этой группы от 18 до 49 лет.

По интенсивности курения имеется две подгруппы внутри данной группы – те, кто курит меньше 5 и от 16 до 20 сигарет в день. В случае повышения цен они предполагают либо сохранить уровень потребления, либо сократить его, что, по-видимому, соответствует двум подгруппам с разной интенсивностью курения.

Эта группа очень сходна с той, которая была выделена с помощью фактора 1, разница состоит в цене и месте производства сигарет, которые они курят.

Легкие сигареты – фактор 7

Высокие значения данного фактора объединяют курильщиков, которые предпочитают легкие сигареты (Прима с фильтром легкая, Bond light).

Они выкуривают менее 10 сигарет в день, имеют среднее или высшее образование и удовлетворительный уровень доходов. Доля женщин составляет 43% в сравнении с 22% в общей опрошенной популяции курильщиков.

Большинство из них моложе 30 лет и не состоят в браке.

В случае повышения цен они предполагают сократить интенсивность курения.

Особые сигареты – фактор 5

Высокие значения данного фактора объединяют 1% курильщиков, которые предпочитают некоторые особые сигареты, возможно с маскулинным имиджем (President, Новость, LD, Прима).

В этой группе больше жителей малых городов, имеющих низкий уровень доходов, начальное, среднее или профессиональное образование (но не высшее или неполное высшее). В данной группе больше, чем в других, одиноких людей моложе 50 лет.

В случае повышения цен они предполагают сократить количество сигарет или расходы на них или отказаться от курения.

Таким образом, при анализе марок сигарет, потребляемых населением Украины, удалось выделить несколько групп, характеризующихся разными типами потребления табака. С точки зрения прогнозирования поведения представителей этих групп в случае повышения цен на сигареты, их можно объединить в две более крупные группы.

Группа 1

Она объединяет группы, сформированные факторами 1, 4, 3, 7, и включает 22%+10%+2%+2%=36% курильщиков. Они характеризуются в большей степени относительным материальным благополучием, более высоким уровнем образования, проживанием в более крупных населенных пунктах, большей долей женщин, потреблением более дорогих сигарет, меньшей интенсивностью курения и, по-видимому, меньшей табачной зависимостью, готовностью уменьшать количество потребляемых сигарет в случае повышения цен на них.

Группа 2

Она объединяет группы, сформированные факторами 6, 8, 2, 5, и включает 11%+5%+3%+1%=20% курильщиков, и характеризуется низким уровнем доходов, низким уровнем образования, проживанием в населенных пунктах меньшего размера, большей долей мужчин, большей интенсивностью курения и, по-видимому, большей табачной зависимостью, потреблением дешевых сигарет, главным образом без фильтра, в случае повышения цен на сигареты представители этой группы склонны искать еще более дешевые сигареты. 

Остальные 44,9% курильщиков вошли в 0-группу, в которой ни один из факторов не имел высокого значения. Характеристики этой группы близки характеристикам опрошенной группы курильщиков в целом.

Она состоит на 84% из мужчин и на 16% из женщин, 70% из них состоят в браке. 

3.4. Экономический анализ спроса на табак, а также эластичности по цене и доходу для сигарет


Оглавление отчета

"Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков"
email: adic@adic.org.ua
url: http://www.adic.org.ua/

Hosted by uCoz